Учение о комическом началось с определения Аристотеля:
“Смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее
страдания и ни для кого не пагубное”. Удивительно, насколько различно
толковались впоследствии эти слова. По моему разумению, смех ни для
кого не пагубен потому, что он предвосхищает и упреждает зло.
Комическое впечатление часто возникает тогда, когда
мы неожиданно, но СВОЕВРЕМЕННО обнаруживаем, что какой-то объект не
соответствует нашим представлениям, что он не так хорош и правилен,
как мы о нем думали. Нас радует именно СВОЕВРЕМЕННОСТЬ предупреждения
о том, что наши оценки неверны. Поэтому можно сказать, что комическое
обладает профилактическим действием: ошибочные представления, не скорректированные
вовремя смехом, могли привести к весьма печальным и отнюдь не смешным
последствиям. Если человек смеется, - он уже не боится, потому что предупрежден
о возможной опасности и вооружен против неё. Смеющийся
над каким-либо происшествием человек радуется, что с ним подобное не
случится – он уверен в себе, уверен в будущем. “Смех рассеивает печали”
(Квинтилиан).
Функция смеха: удержание закономерного и правильного
в пределах, вне которых оно становиться становится неправильным и неразумным.
Не всякий правильный (аналитически сильнейший) шахматный
ход красив и далеко не каждый ошибочный ход смешон. Смех вызывают не
просчеты или бездумные ходы, и не сами по себе нарушения канонов стратегии
и тактики, а неуместность соображений, которыми руководствуется шахматист,
делая неудачный ход. Смеются чаще всего не над тем, что человек чего-то
не знает или не умет, а над тем, что он использует свой опыт и знания
не по назначению – не к месту и не ко времени.
Леман – Тешнер
Бад Пирмонт, 1950
Ход белых
Вилка на ладью и ферзя – превосходный ход, … но только
не в этой позиции. 1. К:c7 Сb4 мат!
Практика комического – это постоянные испытания сложившейся
системы человеческих ценностей. Чувство юмора побуждает экспериментировать,
как бы играть на грани правильного и неправильного, добра и зла. Роль
смеха – постоянно отслеживать положение этой не зафиксированной навечно,
исторически подвижной грани. Ведь что вчера было добром, завтра может
оказаться злом и наоборот.
Инертность и негибкость мышления, ошибочная уверенность
в том, что всё хорошее и правильное, хорошо всегда и везде, нередко
ставят человека в комическое положение. Конечно, неприятно оказаться
смешным, но это, как физическая боль – необходимое предупреждение, заблаговременный
и очень нужный сигнал об опасности.
Такой же сигнал получают и все смеющиеся. Смех – знак того, что предупреждение
получено и уже начало действовать.
“Однажды,
затронув в разговоре с американским чемпионом Джорджем Мэкензи
«королевскую» тему, Стейниц нашел нужным специально пояснить свое
отношение к этой фигуре:
— Я играю королем по всей доске! Я заставляю его сражаться! С
его помощью я получаю как бы лишнюю фигуру. А что делал Морфи?
Он рокировал. Он прятал своего короля в безопасное место...
Невозмутимый американец, улыбаясь, ответил:
— Недурные идеи. Как та, так и другая...”
(В. Черняк “Тайна игры королей”, М.: “Мол. Гвардия”,1989,
стр. 14)
Замечательные слова сказал Дж. Мэкензи!
Начнем с рокировки. Чрезвычайно популярный
среди шахматистов ход, – как сказал один журналист. Шахматисты,
действительно, очень любят рокировку – этот ход позволяет быстро
спрятать, укрыть короля в тихий, темный угол и одновременно
ввести в игру ладью.
Бывали случаи, когда рокировкой ставили мат
королю неприятеля или выигрывали фигуру, как это приключилось,
например, в следующем положении.
Дунбар – Шавкин
Нью-Йорк, 1925
Ход черных
Черные благодушно забрали пешку
в2 ладьёй, которую тут же потеряли после 0-0-0!
А теперь, скажите, какой ход черных в позиции на
следующей диаграмме – самый нелепый и смешной?
Крейчик – Рети
Вена, 1922
Ход черных
Черные сделали рокировку: 9. …
0-0?? Можно представить себе, как ликовал шахматист-юморист
Крейчик, продвинув пешку в2 на b4 – поймал ферзя на 10-м ходу
у самого Рети!
Излишнее пристрастие к рокировке и привычка делать её “на автомате”
может привести и к более впечатляющим результатам. В одном старом
шахматном журнале сообщалось о следующем, несомненно подлинном,
происшествии.
"В городском шахматном клубе проходило
очередное первенство района по молниеносной игре. Желающих принять
участие в этом интересном соревновании было так много, что небольшое
помещение клуба едва могло вместить всех желающих. А шахматные
доски были поставлены «впритирку» — между ними нельзя было положить,
как говорится, и иголку. В одной партии участник, игравший белыми,
развил свою ферзевую ладью (после хода а4) через поле а3, где
она вскоре была разменяна. В разгаре боя он все-таки умудрился
сделать длинную рокировку, использовав при этом королевскую
ладью своего соседа слева. Партию он, конечно, быстро выиграл,
а его ограбленный сосед так и не понял, когда он потерял свою
ладью"
Теперь – об активной игре короля и добровольном
отказе от рокировки. Шахматный король, как многие настоящие
короли, правит, но не управляет. Только в эндшпиле он становится
активно действующей фигурой, а в дебюте и миттельшпиле, путешествует,
как правило, не по своей воле. Однако бывают случаи, когда и
при полной доске фигур вмешательство в борьбу короля оказывается
очень эффективным или просто необходимым.
Верле – Вестлунд
Стокгольм, 1947
Ход белых
Черные, вероятно, уже праздновали победу:
11.c3 С:c3+ 12. bc Ф:c3+. Однако совершенно неожиданно белый
король взял управление на себя: 11. Крe2! Ф:f3+ 12. Кр:f3! И
черным пришлось сдать партию, потому что на 12…Л:h1 имеется
13. С:b5+
Игра королем – замечательная идея! Но попытки
применить её там, где она неприменима, кончаются печально (для
инициатора) и смешно (для всех остальных). Это, разумеется,
относится не только к королевской идее. Однако же репутация
самого безобразного шахматного хода принадлежит все-таки ходу
королем: 1. e4 e5 2.Фh5 Крe7?? 3. Ф:e5 мат
Гроссмейстер Свешников: “Многие, даже очень сильные
шахматисты не умеют играть королем, им не хватает творческой
фантазии, а каких-то четких критериев здесь нет и быть не может…”
В следующей партии гроссмейстер Видмар дал фантазии
полную волю. Посмотрите, но не пытайтесь это повторить!
СОВСЕМ НЕПРАВИЛЬНОЕ НАЧАЛО
(Рассказ М. Видмара)
1. е4. «Лучший первый ход», — сказал мой
противник. 1. ... е5 2. Кре2.
Партнер неодобрительно покачал головой: «Не рекомендуется слишком
рано делать ходы королем», — сказал он поучительно. 2. ... Kf6
3. Kpd3. «Вы меня не поняли?» — строго спросил мой противник.
Я ответил упрямым жестом, который ему не понравился. А когда
я еще добавил, что руководствуюсь хорошо продуманным планом
игры, с явным презрением незнакомец сыграл 3. ... Кc6. Теперь
надо было точно учесть возможности противника, т. к. «блуждающему»
королю нужно будет уклоняться от ударов и вернуться назад в
надежное убежище. Я решился на 4. Крс4, и указав на пешку е4,
сообщил, что решил испытать свой гамбит.
Ответ был потрясающим. Мой противник резко смахнул
фигуры с доски и с плохо скрываемой злостью сказал: «С таким
невеждой я не играю!»
( "Шахматы" (Рига), 1962, с.13.)
|
Известный шахматный тренер и педагог В.
Г. Зак рассказывал, как он отбирал детей в свои учебные группы. Однажды
его внимание привлек первоклассник, который все свои партии начинал
ходом а2-а4, а на следующем ходу неизбежно продвигал другую ладейную
пешку: h2-h4. Поначалу такая дебютная стратегия вызывала у педагога
только улыбку. Однако, поразмыслив, Зак пришел к заключению, что ребенок,
вероятно, не лишен способностей. Ведь ходы ладейными пешками делались
не “просто так”, а содержали в себе вполне определенную, не лишенную
смысла идею – быстрее ввести в игру ладьи.
Как такая идея пришла в голову малышу, не знающему о шахматах
ничего, кроме правил игры? Определенно можно сказать только одно: ребёнок
применил в новой для него предметной среде (спроецировал на неё) свой
небогатый жизненный опыт. А педагога привлекло то, что мальчик делает
не случайные, первые пришедшие в голову ходы, а пытается играть осмысленно,
по заранее придуманному, хотя и наивному, плану.
Этот пример достаточно характерен. Лучшее, что может предпринять
человек, оказавшийся в новой, непривычной для себя ситуации – это попытаться
как-то применить к ней знания и навыки, приобретенные в прежнем опыте.
Понятно, что использование старых представлений в контексте новых условий
не гарантирует успеха и даже чревато неприятностями. Однако альтернативы
этому нет. И оказаться при подобных обстоятельствах смешным – далеко
не самое худшее.
“Некоторые дошкольники играют весьма
своеобразно. Вот взгляните на партию одного из пятилеток. 1. е4
е5 2. Сс4 Сb4. Как Вы думаете, зачем чёрные сделали этот слабый
ход? Не догадаетесь. А ведь чёрные пошли не просто так, а замыслили
своеобразную "ловушку". Какую? Чёрные пошли так в расчёте,
что белые оголят своего короля. Так и случилось. 3. d3??? И здесь
чёрные обрадовано схватили белого короля??? Затем я обратил внимание,
что данный приём юный гигант мысли реализовал и в других партиях.”
(И. Г. Сухин)
|
Сколь ни был бы обширен человеческий
опыт, он ограничен прежними условиями жизни. Однако притязания некогда
сформировавшихся представлений на безусловность, универсальность и всеобщность,
видимо, неизбежны и в определенной степени оправданы. Но этим оправдывается
и смех, сдерживающий экспансию старых истин. Приняв комический облик,
они умеряют свои непомерные претензии.
Нечто подобное случилось с гоголевским Иваном Никифоровичем, в
один миг потерявшим в глазах окружающих немалую толику своей внушительной
важности.
" Но Иван Никифорович был ни жив ни мертв,
потому что завязнул в дверях и не мог сделать ни шагу вперед
или назад. Напрасно судья кричал в переднюю, чтобы кто-нибудь
из находившихся там выпер сзади Ивана Никифоровича в присутственную
залу. В передней находилась одна только старуха просительница,
которая, несмотря на все усилия своих костистых рук, ничего
не могла сделать. Тогда один из канцелярских, с толстыми губами,
с широкими плечами, с толстым носом, глазами, глядевшими скоса
и пьяна, с разодранными локтями, приближился к передней половине
Ивана Никифоровича, сложил ему обе руки накрест, как ребенку,
и мигнул старому инвалиду, который уперся своим коленом в
брюхо Ивана Никифоровича, и, несмотря на жалобные стоны, вытиснут
он был в переднюю. "
* * *
"Король умер. Ну и шут с ним"
(Борис Крутиер)
Секрет комичности этой фразы несложен. Она
парадоксальна вследствие эффекта обманутого ожидания. После
первого предложения мы ожидали продолжения, автоматически всплывающего
из подсознания ("Да здравствует король!") и оказались
"в дураках". Обыгрывается известное крылатое выражение,
ставшее словесным штампом и потому употребляющееся иной раз
и не к месту - по инерции, чисто механически. Смешная фраза
как бы предостерегает от некритического использования тривиальных
"мудрых мыслей" – ведь по поводу смены монархов могут
быть разные мнения.
Смех – защитная реакция на банальность и пошлость,
губительных даже для самых высоких и “вечных” истин.
Владимир Бенрат приводит целый список “мудрых мыслей”,
ставших пошлостями от неумеренного употребления. Среди них есть,
например, такие:
“Бесплатным сыр бывает только в мышеловке”,
”Нельзя ловить черную кошку в темной комнате”
Я бы добавил в эту “Копилку пошлостей” несколько
высказываний, приписываемых великим людям:
“Важнейшим из искусств для нас является кино” (приписывается
В. Ленину),
“ Человек произошел от обезьяны” (приписывается Ч. Дарвину),
“Красота спасет мир” (приписывается Ф. Достоевскому).
Особенно “повезло” Дарвину. Вопреки широко распространенному
мнению он никогда не утверждал, что человек произошел от обезьяны,
и говорил лишь о том, что у них был общий предок.
Карикатура на Дарвина в журнале
“The Hornet ” от 22 мая 1871 г.
Что касается Ф. Достоевского, то ему просто-напросто
приписали не такую уж глубокую мысль главного персонажа его
романа “Идиот”. (Хорошо еще, что не взгляды Ставрогина из “Бесов”.)
И повторяют “красивую фразу” к месту и не к месту, мало задумываясь
над её смыслом.
— Слушайте, раз навсегда, — не вытерпела
наконец Аглая, — если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной
казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что
«мир спасет красота», то ... я, конечно, порадуюсь и посмеюсь
очень, но... предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом
на глаза! Слышите: я серьезно говорю! На этот раз я уж серьезно
говорю!
(Достоевский “Идиот”, ч. 4, гл. 6)
Возмущение Аглаи Епанчиной нетрудно понять
- хотя князь Мышкин и не говорил, что “красота спасет мир”.
Он говорил: ”Мир спасет красота”. А порядок слов в данном случае
довольно существенен.
Впрочем, “сегодня все вышли из шинели Достоевского”, как заметил
один литературовед.
Крылатые слова, когда они залетают слишком далеко,
вызывают только смех.
“Трагедия одного темпа”
"Сдаться никогда не поздно"
|
|