САЙТ "ГЕНЕЗИС" ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА

Вернуться к списку статей


 

“Седьмой урок”


В. ГРИШИН
Шахматная Москва №2, 1969

 

   ШАХМАТЫ в школу пришли не вчера. Секции, кружки, клубы — известные и хорошо зарекомендовавшие себя формы работы с учащимися. В последнее время во многих местах введены факультативные уроки шахмат. Педагоги 398-й школы Ленинграда, 11-й мелитопольской школы 6-й школы Серпухова и многих других, где ведутся регулярные шахматные занятия, считают, что сражения на шестидесяти четырех клетках положительно влияют на ребят: дисциплинируют их, учат логически мыслить, развивают память и реакцию.
   В подтверждение этому можно привести много примеров.
   632-я школа Москвы. Шахматами здесь занимается со школьниками преподаватель математики Иван Михайлович Лазарев. По расписанию 3 раза в неделю, а практически ежедневно, с 15 до 17 часов, работает кружок. Проходят первенства классов, лично-командные встречи, блицтурниры. 30—49 человек каждый год получают и повышают разряды. Шахматы — непременный вид внутри-школьной спартакиады. Школа — многократный чемпион района, четыре года назад удостоилась первого приза в соревнованиях десятилеток Москвы. Учащиеся следят за шахматными событиями в стране и за рубежом, о которых рассказывает стенгазета «Шахматный конь». Ее ребята выпускают сами.
   Хорошо поставлено дело в 194-й школе Москвы, где на базе кружка с помощью тренеров Дворца пионеров вырос настоящий шахматный клуб «Ладья». По массовости и количеству шахматистов высокого разряда ему может завидовать любой районный Дом пионеров. Всю работу организуют и проводят активисты: пионеры и комсомольцы. Много внимания уделяет этой «шахматной республике» директор школы Владимир Григорьевич Филатов, сам опытный шахматист, председатель Московской юношеской комиссии по шахматам, судья республиканской категории.
   В школе проходят турниры, сеансы одновременной игры, лекции, вечера, конкурсы решения задач и этюдов. В специальном альбоме ведется летопись клуба. Не удивительно, что сюда часто приезжают гроссмейстеры и мастера.
  Список школ, где шахматная робота на высоте, можно было бы и продолжить. Но поговорим о другом.
В Москве, где есть все необходимые условия для развития шахмат в школе, дела обстоят далеко не так благополучно, как кажется на первый взгляд. Из 800 тыс. школьников Москвы систематически занимаются и выступают в соревнованиях всего лишь около одного процента юных шахматистов. В Перовском районе, например, на 30 тысяч учащихся занимаются шахматами в основном в Доме пионеров только 50—60 человек, В подавляющем большинстве московских школ шахматы на положении золушки: у преподавателей физкультуры до них руки не доходят, пионервожатые полагают, что это не их дело, директора и учителя считают, что и без шахмат забот по горло. Как же быть?
  Необходимо, на наш взгляд, привлекать к этому делу высококвалифицированных шахматистов. Хорошо бы мастерам и кандидатам в мастера взять шефство над школами, памятуя, что любой их приход в школу — большой праздник для ребят.
  Кружки и клубы должны быть организованы не только в школе, но и в домах пионеров. Хорошо бы создать районные юношеские шахматные клубы. Затраты небольшие, а польза будет значительная. Такой клуб может стать центром шахматных дел в районе: готовить инструкторов и судей для соревнований в училищах, ЖЭКах, пионерлагерях.
  В прошлом году впервые при Московской шахматной федерации создана школьная комиссия. Видимо, назрела необходимость иметь такую же комиссию и при Всесоюзной шахматной федерации. А почему бы не проводить по примеру «Кожаного мяча» и «Золотой шайбы» массовые соревнования не только школьных, но и дворовых команд? Все это стоит хорошо обдумать и обсудить.


Рейтинг@Mail.ru   
Хостинг от uCoz