“Седьмой урок”
В. ГРИШИН
Шахматная Москва №2, 1969
ШАХМАТЫ в школу пришли не вчера.
Секции, кружки, клубы — известные и хорошо зарекомендовавшие себя
формы работы с учащимися. В последнее время во многих местах введены
факультативные уроки шахмат. Педагоги 398-й школы Ленинграда, 11-й
мелитопольской школы 6-й школы Серпухова и многих других, где ведутся
регулярные шахматные занятия, считают, что сражения на шестидесяти
четырех клетках положительно влияют на ребят: дисциплинируют их, учат
логически мыслить, развивают память и реакцию.
В подтверждение этому можно привести много примеров.
632-я школа Москвы. Шахматами здесь занимается со
школьниками преподаватель математики Иван Михайлович Лазарев. По расписанию
3 раза в неделю, а практически ежедневно, с 15 до 17 часов, работает
кружок. Проходят первенства классов, лично-командные встречи, блицтурниры.
30—49 человек каждый год получают и повышают разряды. Шахматы — непременный
вид внутри-школьной спартакиады. Школа — многократный чемпион района,
четыре года назад удостоилась первого приза в соревнованиях десятилеток
Москвы. Учащиеся следят за шахматными событиями в стране и за рубежом,
о которых рассказывает стенгазета «Шахматный конь». Ее ребята выпускают
сами.
Хорошо поставлено дело в 194-й школе Москвы, где
на базе кружка с помощью тренеров Дворца пионеров вырос настоящий
шахматный клуб «Ладья». По массовости и количеству шахматистов высокого
разряда ему может завидовать любой районный Дом пионеров. Всю работу
организуют и проводят активисты: пионеры и комсомольцы. Много внимания
уделяет этой «шахматной республике» директор школы Владимир Григорьевич
Филатов, сам опытный шахматист, председатель Московской юношеской
комиссии по шахматам, судья республиканской категории.
В школе проходят турниры, сеансы одновременной игры,
лекции, вечера, конкурсы решения задач и этюдов. В специальном альбоме
ведется летопись клуба. Не удивительно, что сюда часто приезжают гроссмейстеры
и мастера.
Список школ, где шахматная робота на высоте, можно было
бы и продолжить. Но поговорим о другом.
В Москве, где есть все необходимые условия для развития шахмат в школе,
дела обстоят далеко не так благополучно, как кажется на первый взгляд.
Из 800 тыс. школьников Москвы систематически занимаются и выступают
в соревнованиях всего лишь около одного процента юных шахматистов.
В Перовском районе, например, на 30 тысяч учащихся занимаются шахматами
в основном в Доме пионеров только 50—60 человек, В подавляющем большинстве
московских школ шахматы на положении золушки: у преподавателей физкультуры
до них руки не доходят, пионервожатые полагают, что это не их дело,
директора и учителя считают, что и без шахмат забот по горло. Как
же быть?
Необходимо, на наш взгляд, привлекать к этому делу высококвалифицированных
шахматистов. Хорошо бы мастерам и кандидатам в мастера взять шефство
над школами, памятуя, что любой их приход в школу — большой праздник
для ребят.
Кружки и клубы должны быть организованы не только в школе,
но и в домах пионеров. Хорошо бы создать районные юношеские шахматные
клубы. Затраты небольшие, а польза будет значительная. Такой клуб
может стать центром шахматных дел в районе: готовить инструкторов
и судей для соревнований в училищах, ЖЭКах, пионерлагерях.
В прошлом году впервые при Московской шахматной федерации
создана школьная комиссия. Видимо, назрела необходимость иметь такую
же комиссию и при Всесоюзной шахматной федерации. А почему бы не проводить
по примеру «Кожаного мяча» и «Золотой шайбы» массовые соревнования
не только школьных, но и дворовых команд? Все это стоит хорошо обдумать
и обсудить.