И.Г.СухинКурс «Шахматы – школе»: Всё начинается с детства
Почему курс «Шахматы – школе» именно такой, как есть и другим быть не мог? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к истокам. Для этого протянем мостик между днём вчерашним и днём сегодняшним. Считаю важным качеством человека – умение одновременно обитать в нескольких параллельных и пересекающихся мирах. То есть иметь как можно больше полезных увлечений, которые либо имеют точки пересечения, либо нет. У меня этим стали детская и обучающая литература (книгочей, писатель, автор журнала «Мурзилка»), шахматы (кандидат в мастера спорта СССР, автор шахматных пособий, методолог шахматного образования), футбол (после того, как поиграешь с мячом, голова начинает работать продуктивнее) и многое другое… Мой отец, Георгий Иванович Сухин (1929–2016) – уроженец села Чернянка Курской области (ныне это Белгородская область). Мама, Людмила Александровна Сухина (Ермолова) (1931–2023) – уроженка деревни Иваньково Красногорского района Московской области. У отца было три брата, один из них погиб на войне. Играли ли его братья в шахматы неизвестно. О шахматах отец писал в своих воспоминаниях так: «Учась в 8-м классе, я познакомился с игрой в шахматы и научился от сверстников этой игре. Никаких учебников по шахматам не было, и до всего доходили сами от игры к игре» . И ещё: «С комбатом подполковником Жарковым у меня были хорошие отношения. Ну, во-первых, я был неплохим командиром взвода; вместе с ним ездили в командировки с курсантами на практику в Баку, Тбилиси. Он был заядлый шахматист, а я неплохо играл в шахматы (по сравнению с офицерами нашего батальона), ну и часто играл с комбатом» . У мамы был старший брат Виктор и три сестры. После войны Виктор вернулся в Москву, стал и учиться, и работать. Окончил 10-й класс с золотой медалью, поступил в институт . Мама писала в своих воспоминаниях о шахматах так: « Виктор занимался шахматами, имел какой-то разряд. Я видела у него, по меньшей мере , две шахматные книги. Одну из них – «Учебник шахматной игры» Эм.Ласкера – он получил за успешное выступление в одном из турниров (об этом была запись в самой книге). К сожалению, ни одна из шахматных книг Виктора не сохранилась. Виктор увлёк шахматами меня, заинтересовал. Я пыталась у него учиться, он давал мне решать шахматные задачи » . Отец познакомил меня с шахматами, примерно, по его словам, лет в шесть. Он интуитивно занимался со мной шахматами очень педагогично – долгое время давал большую фору, чтобы уравнивать силы. Помню период в школьные годы, когда отец давал фору ферзя. Потом стал отца обыгрывать с такой форой (мне в ту пору было, думаю, лет 9–11). Тогда стал получать фору ладью, и, с такой форой отец ещё долгое время меня обыгрывал (не помню даже приблизительно, как долго). Я родился в Калуге (посёлок Середа) в 1953-м году, где располагалась воинская часть, в которой служил отец. В 1958-м году там же родилась сестра Ирина, которую позже заинтересовал шахматами (сохранилась даже одна партия между нами, где выиграл стандартной жертвой белого белопольного слона на поле h7), но в шахматных соревнованиях она никогда не выступала. 1970 год. Москва. С родителями и сестрой До момента поступления в школу наша семья скиталась по регионам СССР, куда отца, офицера-связиста, часто отправляли в командировки. В 1-й класс поступил в Калуге. Многие пишут, что помнят свою первую учительницу. Это не про меня. Не помню. В 1961 году отец оставил армейскую службу (помог указ Н.С.Хрущёва), и всей семьёй мы перебрались в Москву, сначала к бабушке на Большую Ордынку, а потом очень быстро получили отдельную квартиру на Амурской улице, в «хрущовке», дом 39, пятый этаж. Поэтому с 1961-го года по настоящее время живу в столице России. Родители подарили мне счастливое детство. Мы с моей замечательной супругой Татьяной (уже 46 лет вместе) постарались такое же детство в дальнейшем подарить своим дочерям, Лене и Оле. По их словам – получилось. Ныне подрастают уже внучки Катя, Эмили и Лиза, такие же умницы как дочери – всё схватывают на лету. 1987 год. Москва. Лена ставит папе мат Немного о спорте . Когда вспоминают детские годы, как ни крути, большое внимание обращается на игры и спорт. Отец любил смотреть по телевизору спортивные передачи, преимущественно футбол, хоккей, бокс, поэтому я тоже их смотрел. Он болел за ЦСКА, а мы с мамой – за «Спартак». Я расстраивался после поражений любимой команды до слёз, а отец добродушно над этим посмеивался. Сейчас, спустя много лет, меня стал удивлять феномен спортивного «боления» – какие-то дяди играют за деньги, а посторонний человек переживает?! Чудно. Конечно, игры сборной и сейчас порой смотрю, стараясь максимально настроиться на то, чтобы не расстраиваться после её поражений, но всё равно кошки скребли. Очень любил различные турнирные таблицы, сам изобретал оригинальные игры для одного с заполнением таблиц. В 1964-м году завёл тоненькую тетрадь в линейку из 12 листов за 2 копейки. Она до сих пор сохранилась. На обложке – кривым детским почерком заголовок «Наши советские чудо-корабли проносятся над землёй как вестник мира: Дневник спорта Сухина Игоря». Причём тут корабли? Не помню. На третьей странице дневника записаны некоторые самые ранние события: «1961 г., лето, лагерь. Я занял первое место по шашкам в 7 отряде, и на линейке мне вручили подарок: трактор. 1962 г., лето, лагерь. Я опять занял первое место по шашкам в 7 отряде, и на линейке 6 и 7 отрядов мне вручили подарок: шашки. 1963 г., лето, лагерь. Хорошо играл в шахматы, и никому из нашего 5 отряда не проиграл. В шашки играл мало». А вот самая «романтичная» запись из этого дневника: « 1965. 8 фев. Играл в хоккей с мальчиком из 1 класса. Я уверенно победил 105:0». Вот оно неискоренимое желание побеждать, знакомое многим. Не верьте, когда ребёнок говорит вам: «Хочу играть» (например, в шахматы). На самом деле он хочет ПОБЕЖДАТЬ . Играть и побеждать – разные вещи. В одном случае – это процесс, в другом – результат. На это обратил внимание детский писатель Виктор Драгунский в рассказе «Что я люблю…». Помните, что сказал в этом рассказе шестилетний Дениска Кораблёв: « Ещё я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо» . Вот она – суть, на которую до сих пор мало кто обращает внимание. Это и стало одним из ключей к курсу «Шахматы – школе», одним из её столпов, обязательных для массовой начальной школы и детского сада. До 14-летнего возраста не посещал никакие кружки и секции. Был заядлым книгочеем, любил играть в футбол, хоккей (в те годы во дворах мы играли около подъездов, разумеется, без коньков, с мячом, палками вместо клюшек), шахматы, сам придумывал различные игры (об одной из придумок – игре «Ведёрники» – как-то написал рассказ). Охотно смотрели с отцом боксёрские поединки, восторгались своеобразной манерой боя В.П.Агеева, боевитостью двукратного чемпиона Европы, олимпийского чемпиона В.В.Попенченко. Забегая вперёд, отмечу, что в 1976-м году, когда поступил в МВТУ им. Баумана (а в этом немного помогли… шахматы, как-нибудь расскажу), то кафедру физического воспитания возглавлял именно легендарный боксёр Валерий Владимирович Попенченко. Он хорошо играл в шахматы (говорили, что у него 1 разряд по шахматам), и мне пару раз посчастливилось с ним сыграть в блиц, и даже оба раза – выиграть. По молодости не понимал, что слишком рисковал, ставя мат прославленному боксёру. Конечно, за эти победы меня бы никто не отчислил из института, но Валерий Владимирович мог лишь мизинцем дотронуться до худенького студента, и из того бы сразу песок посыпался. Или так КРЕПКО пожать руку победителю, чтобы воспоминания об этой победе остались надолго. Разумеется, шучу. На самом деле Валерий Владимирович Попенченко был очень приятным в общении человеком, а его раскатистый смех меня просто покорял!.. Таким образом, у меня есть повод говорить, что дважды одолел олимпийского чемпиона. И это – так. Кстати, чемпионом МВТУ по шахматам мне стать ни разу не удалось, один раз получил медаль за второе место, в другой раз – за третье… В сентябре 1967-го года, учась в 8-м классе, вместе с моим товарищем Сашей Беляшовым записался в шахматную секцию. Она располагалась в Первомайском доме комсомольца и школьника, на Первой Прядильной улице. В первом же турнире выполнил норму 3-го разряда. В ноябре сыграл в турнире шахматистов 3-го разряда, и лишь судейская накладка не позволила сразу получить и 2-й разряд. Но уже со второй попытки в декабре 1967-го года легко занял первое место в турнире третьеразрядников (восемь партий выиграл, три ничьи, без поражений) и стал шахматистом второго разряда. У меня сохранилось много тетрадей с записями партий. Одна из них называется «Мои выступления в секции: 1967–1970». В ней приведены тексты большинства партий, сыгранных в матче с отцом в период, когда был уже второразрядником. Наш матч состоял из 29 партий, его выиграл со счётом 26,5:2,5. Хотя счёт большой, но характер партий подтверждает, что отец, не зная теории, играл очень хорошо. Когда много лет спустя, спросил отца, почему на этом счёте наш матч прервался, он ответил: «Я очень не люблю проигрывать» . В самом деле, уже идёт 2024-й год, но до сих пор мало кто понимает, что никому не нужны НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ поражения. Это очень тонкий момент – тоже учтённый в дальнейшем в курсе «Шахматы – школе». 1977 год. Чемпион московского клуба «Спартак». Это фото висело на доске чемпионов в «Спартаке»
Снова и снова поражаюсь педагогическому таланту и такту отца, который раз за разом стоически проигрывал мальчишке, понимая, что тому это нужно для развития и погружения в тайны шахмат. Сегодня же, такое отношение – редкость, поскольку ныне родителями стали те, кто в лихие 1990-е годы, когда из всех учебных программ исчезло слово «воспитание» и были потеряны жизненные идеалы, сами были детьми. В результате в 2024-м году не редкость, когда среднестатистический папаша играет со своим сыном для того, чтобы обыграв его… самоутвердиться. Обыграв своего ребёнка, такой папаша порой презрительно говорит ему: «Ты тупой, ты дебил» . Я не преувеличиваю – такое время. Да что там говорить, если на улицах уже много лет мат-перемат слышен, как из уст многих молодых мам, так и совсем юных школьниц. Истоки этого понятны – пути борьбы неизвестны. До сих пор в летний период играю с малышнёй в футбол, но и там мат не редкость. Поэтому говорю им: «Как только услышите от меня хоть одно нехорошее слово, то можете ругаться сами, а иначе – удалю с поля!» Но… чем старше юные футболисты, тем хуже это работает. Кстати, 5 ноября 2024 года наш Президент сказал, что в своей жизни не слышал от родителей ни единого бранного слова, я – тоже! Почему в шахматном курсе «Шахматы – школе» такое большое место занимают межпредметные связи: с математикой, логикой, чтением, литературой, русским языком? Ответ находим в школьные годы. О затейных жанрах в целом . Моя любовь к этим жанрам привела к тому, что в этой сфере посчастливилось написать немало книг для педагогов и детей. В зрелые годы массу времени провёл в библиотеке имени В.И.Ленина, где удалось пересмотреть большое количество затейных книг, изданных в нашей стране за последние примерно 300 лет! Чтение. С детства много читал (заслуга мамы). В первом классе больше всего ценил русские народные сказки о богатырях, но не бытовые сказки, от них веяло тоской. Позднее любимым чтением стали остросюжетные повести-сказки, самой любимой из которых стала книга А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города». Прочитал её по нынешним меркам очень поздно – в 5-м классе, и она просто потрясла, поскольку в ней было всё, что так ценил в книгах: лихой сюжет, таинственность (тайна Великого и Ужасного), масса искромётных приключений. До сих пор это моя любимая книга, которую недавно перечитал уже в который раз. Повзрослев, стал собирать информацию обо всех вышедших сказочных повестях и по возможности приобретать их для домашней библиотеки. У меня было огромное количество общих тетрадей, заполненных вырезками из еженедельника «Книжное обозрение» – ставшего главным информатором по теме. Ещё учась в начальной школе, стал пробовать перо и написал первую рукописную сказку «Богатырь Ланди» (где-то она тут лежит). Много позже написал пока единственную опубликованную сказочную повесть «Страна Грёз» (остальные вряд ли будут изданы), в которой воплотил всё, за что ценил повести-сказки: приключения, динамичный сюжет, тайны, борьба со злом. В ней мальчик Ален, умеющий играть в шахматы, пережив множество приключений, сразился с коварной Королевой Зла . Повесть выложил в Интернет в свободный доступ. С детства обожал и ценил именно затейные жанры: головоломки, кроссворды, викторины, шарады, ребусы и т.п. В те годы у нас дома был только один сборник рассказов и стихотворений, на некоторых страницах которого были разбросаны материалы таких жанров, в том числе и шахматные задачи. Рассказы и стихотворения игнорировал, головоломки решал по много раз, а с шахматными задачами получилось смешно. Полагал, что условие «Мат в 2 хода» означает то, что белые должны сделать два хода подряд и поставить мат. Много позже, в 1980-е годы выписывал большое количество детских журналов и газет. В их числе, конечно, «Мурзилку», потом «Пионер», «Костёр», «Звёздочку», (а заодно – все шахматные журналы, которые издавались в СССР), газеты «Пионерская правда», «Пионер Таджикистана», «Пионер Киргизии», «Пионер Востока», «Зорька» (Белоруссия) и др. В эти же годы стал не только решателем кроссвордов и других головоломок, но и их составителем. Первые из них были опубликованы как раз в республиканских пионерских газетах, а к 1993-м году дорос уже до лучшего в мире детского журнала «Мурзилка», который в этом 2024-м году отметил свой столетний юбилей. Что любопытно, девять лет назад будущий генеральный директор и главный редактор «Мурзилки» Ирина Алексеевна Антонова сказала, что в журнале уже опубликован 581 мой материал (логико-математические головоломки, литературные затеи, игры с буквами и словами, кроссворды, викторины, скороговорки, чистоговорки, бродилки, шахматные задачи, рассказы и т.п.). И это больше, чем у любого другого автора, при том, что «Мурзилка» издаётся с «доисторического» 1924-го года. Если учесть, что в последние годы в каждом из двенадцати номеров журнала печатается от двух до пяти моих различных затейных материалов, то легко представить, что сегодня их число приближается к 1000. Как-то так. Так получилось, что первым в СССР стал системно составлять литературные викторины и кроссворды для начальной школы, в том числе «Кроссворды, составленные по одному литературному произведению», «Кроссворды, составленные по нескольким литературным произведениям одного автора», «Тематические кроссворды, составленные по литературным произведениям разных авторов», «Литературные кроссворд-тесты» и т.п. В литературных (а также математических) разработках появилась авторская троица любознательных гномов – Путалка, Забывалка и Загадалка. Литературное направление стало одним из кирпичиков будущего шахматного курса.
Математика и логика . Математика была единственным предметом в школе, который мне нравился. Не случайно в дальнейшем разработал немало логико-математических головоломок. Среди их тем: числовая горизонталь, латинские квадраты, цифры в буквах, числа в предложениях, математические дорожки, арифметические головоломки без чисел, задачи на зачёркивание, исправление, перестановку цифр в числах, задания с натуральными, круглыми, простыми, составными, чётными, нечётными числами, математические примеры в кроссвордах, цифровые кроссворды, цифровые ребусы-кроссворды и многие другие. Также первым в с тране стал составлять для детей малоклеточные судоку, а также доступные для них какуро. Особо отмечу задачи с одинаковыми и неодинаковыми цифрами. Каждый знает, что редкий сборник затей обходит стороной эту тему, публикуя несколько подобных задач. А немец В.Литцман писал о таких головоломках так: «Систематизации они, насколько нам известно, не подвергались» . Ура, нам и карты (вернее, цифры) в руки. И вскоре стали появляться наши систематизированные разработки в этой области (которые, как выяснилось, потом использовались организаторами многих математических олимпиад). Для проверки правильности решения разработал специальные формулы. Результат – новая книга. С аппетитом тема была продолжена, и появилась книга с неодинаковыми цифрами, расположенными последовательно, одна только библиография к которой занимала 68 страниц, причём почти каждую из позиций, внесённых в библиографию, держал в руках. Это логико-математическое направление тоже стало одним из кирпичиков будущего шахматного курса. Русский язык . В этом направлении разработаны игры с буквами и словами в кроссвордах и чайнвордах: темы «Слова в словах», «Задания на вычёркивание», «Задания на зачёркивание и объединение», «Палиндромы в кроссвордах», «Анаграммы в кроссвордах», «Азбука в кроссвордах», «Грамматическое сложение и вычитание» и др. Это тоже ещё один из кирпичиков будущего шахматного курса. Всё это в той или иной степени нашло отражение и преломление в будущем курсе «Шахматы – школе». А как же появился сам шахматный курс? Из-за почти полного отсутствия интересных книг о волшебных странах с оригинальным сюжетом и обязательным юмором, захотелось попробовать силы в этом жанре и стать писателем-сказочником. Тем более что, ещё учась в 6–7 классах, нередко собирал вокруг себя малышню и на ходу придумывал для них разные смешные истории. Первый рукописный вариант указанной выше повести «Страна Грёз» писал долго, с 1968-го по 1979-й год. Для этого взял тетрадь на 96 листов в клеточку и без зачёркиваний исписал её всю. Одна из глав называлась «Шахматная республика» (в опубликованный много позже вариант повести эта глава не вошла). Потом много раз повесть перерабатывал, но долгое время опубликовать не мог, – в СССР новичку это было сделать нереально (даже члены Союза писателей ждали издания сборников стихов по 7 лет). Поэтому, чтобы реализовать писательские амбиции следовало искать другой путь. Подсказку дала фраза Николая Носова о том, что тот долгое время не мог стать писателем, поскольку у него не было… своей темы! Известно, что «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» была написана Сельмой Лагерлёф в Швеции как учебное пособие по географии. Вот и решил пойти таким же путём – написал повесть-сказку (одновременно занимательное пособие-самоучитель для детей 8–12 лет) «Приключения Сергея в Шахматной стране», в которой был растворён элементарный шахматный материал. Но на первых порах качественно соединить идею сказочной повести и шахмат не удалось – ведь был «писателем» от сохи. В 1985 году произошло знаковое событие для шахматного образования – в Шахматной федерации СССР была создана комиссия «Шахматы – школе», под руководством академика Бориса Семёновича Гершунского. Педагогическому аспекту шахмат академик уделил особое внимание и вместо устаревшего подхода «Шахматы в школе» (к которому, увы, вновь произошёл массовый откат в 2020-е годы) выдвинул революционный подход – «Шахматы – школе». При подходе «Шахматы в школе» речь идёт о том, какое место шахматы занимают в школе, а при подходе «Шахматы – школе» выявляют всё то, чем шахматы могут быть полезны для общеобразовательной школы и реализовывают это на практике. К работе комиссии Гершунский позднее подключил и меня, даже стал рецензентом моей первой книги. Как-то набрался храбрости и позвонил своему любимому иллюстратору детских книг, гениальному Виктору Александровичу Чижикову (автору эмблемы Олимпиада-1980) в день его рождения, поздравил и нахально напросился на встречу, сказав, что, кроме всего прочего, хочу дать оценить новый вариант самоучителя «Приключения Сергея в Шахматной стране». С моей стороны это был, как скажут шахматисты, сильный ход, так как в случае согласия была гарантирована не одна, а две встречи. Как это ни странно, но художник согласился, подарил несколько часов общения в своей мастерской и ответил на многие вопросы о своём творчестве. А потом состоялась вторая такая же знаменательная встреча, на которой Виктор Чижиков мягко пожурил начинающего автора за качество рукописи. 2019 год. Москва. С Виктором Чижиковым в редакции журнала «Мурзилка» Переделав рукопись несколько раз, отнёс её в издательство «Педагогика». Там отнеслись со вниманием, но сказали, что для школьников им это не нужно, вот если бы – для дошкольников. Для этого предложили мне написать несколько глав шахматной истории для дошкольников и отвезти эти главы в НИИ дошкольного воспитания, показать их там доктору психологических наук Леониду Абрамовичу Венгеру. Венгер посмотрел, неожиданно одобрил, дал ряд полезных советов, вдохновил. В результате в 1991-м году была издана моя первая книга «Приключения в Шахматной стране» (в которой уже были намётки будущего курса «Шахматы – школе»). А ещё раньше для студии «Диафильм» разработал сценарий диафильма «Приключения в Шахматной стране». Этот сценарий пришлось защищать-отстаивать на экранном совете студии перед светилами советской педагогики. Там меня заметили специалисты из Министерства образования СССР, и после распада СССР предложили написать шахматный курс для начальной школы, что и было сделано. И пошло – поехало... В результате к 2024-му году каждый урок по курсу «Шахматы – школе» одновременно: 1) урок-сказка, 2) урок-театр, 3) урок – дидактическая игра, 4) урок-тайна, 5) урок-удивление, 6) урок-погружение в мир забавных и занимательных заданий, 7) урок без неуспевающих, 8) урок-сотворчество, 9) урок-здоровьесбережение. Сегодня курс «Шахматы – школе» – это единая, целостная система – волшебный квадрат «Математика, логика, чтение, русский язык» в сердцевине которого находятся шахматы. По нашему мнению, настоящий урок шахмат в начальной школе – это сочетание тайны, таинственности (по Александру Мелентьевичу Волкову) и смеха, юмора (по Николаю Николаевичу Носову и Эдуарду Николаевичу Успенскому). Кстати, в своё время мне посчастливилось заниматься в литературном семинаре Э.Н.Успенского. Было лестно, что мэтр не раз тыкал в меня пальцем и говорил: «Этот молодой человек знает о детской литературе всё!» Э-хе-хе, где теперь наша молодость! Каждый шахматный урок по курсу «Шахматы – школе» рассматривается как четко структурированная здоровьесберегающая система решения постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и организация развивающих дидактических игр, которая, собственно, не отрицает игру в шахматы из начального положения как таковую. Просто ставятся задачи, значимые для системы российского образования, а не спорта. Шахматы как игра – прекрасны для посвященных, ведь это возможность прожить не одну, а много жизней, поскольку каждая партия – это отдельная своеобразная насыщенная событиями «жизнь». Тут и пролог, и эпилог, и закрученный, порой фантасмагорический сюжет, и, при очной игре, – эмоциональная игра в «гляделки». Но, когда дело касается решения такой фундаментальной задачи, как системное развитие у детей мышления, памяти, внимания и воображения (которые объединяет такое научное понятие как способность действовать «в уме» ), то первую скрипку должны играть учёные, вторую – система образования и только третью – шахматные федерации. Поэтому не может не беспокоить, что к концу 2024-го года в России первую скрипку в рассмотренных аспектах стали играть шахматные федерации. Тем не менее, курс «Шахматы – школе» давно уже закрепил российское первенство в вопросах «Шахматы как учебный предмет в начальной школе» и «Шахматные занятия в детских садах», и хочется верить, что лучшие наработки отечественной науки в этом направлении не будут забыты. Тем более что есть в стране такие регионы как Курганская область и Республика Саха (Якутия), которые придерживаются научного подхода в развитии шахматного образования. |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте