genesis
  шахматы и культура


все публикации

Чемпионы мира о шахматах

(От Стейница до Карпова)

«Знаменитый шахматист, одолевший на всемирном состязании самого лучшего, самого первого игрока, по всей справедливости и безо всякого колебания может гордо носить титул короля шахматной игры. Какое величие быть королем, властвующим не по правам престолонаследования и не по случайностям плебисцита, а в силу остроты своего ума и всемирного добровольного и доброхотного согласия...» А. И. Куприн.
«Это особые гении, которым воображение, настойчивость и точная техника свойственны в такой же степени, как математикам, поэтам и композиторам, только в других сочетаниях и с иной направленностью». С. Цвейг.

В. Стейниц (1836—1900), Эм. Ласкер (1868 — 1941), X. Р. Капабланка (J888—1942), А. Алехин (1892—1946), М. Эйве (1901), М. Ботвинник (1911), В. Смыслов (1921), М. Таль (1936), Т. Петросян (1929), Б. Спасский (1937), Р. Фишер (1943), А. Карпов (1951).

История шахмат убедительно свидетельствует: чемпионы мира всегда достойно представляли и в спортивном и в творческом отношении шахматное искусство. Они двигали вперед шахматную науку, вносили неоценимый вклад в формирование более глубокого понимания теории и практики шахмат, их психологии и своеобразной эстетики.
Приводим ряд характерных высказываний чемпионов мира о шахматах и шахматном творчестве.

«Шахматы не для людей слабых духом... Шахматы трудны, они требуют работы, и меня может удовлетворить лишь серьезное размышление и ревностное исследование, только безжалостная критика ведет к цели».
В. Стейниц.

«Многочисленные исследования в шахматной игре касаются проблем, которые еще полностью не решены; в итоге таких анализов часто делается вывод «может быть». Жизнь неопределенна — шахматы, к счастью, тоже, ибо игра, в которой все ясно как дважды два четыре, с такой же несомненностью теряет интерес к себе».
Эм. Ласкер.

«Большинство шахматистов не любит проигрывать и считает проигрыш чем-то позорным. Это ложный взгляд. Те, кто хотят совершенствоваться, должны смотреть на свои проигрыши, как на уроки, и учиться по ним — чего избегать в будущем. Вы должны также быть решительными в ваших суждениях. Если вы думаете, что ваш ход хорош — делайте его. Опыт — лучший учитель. Без всякого колебания надо делать то, что вам кажется хорошим».
X. Р. Капабланка.

«Для меня шахматы не игра, а искусство. Да, я считаю шахматы искусством и беру на себя все те обязанности, которые оно налагает на его приверженцев».
Алехин.

«В шахматах нельзя опираться исключительно на общие твердые правила, и в этом состоит их главная трудность. Изучая шахматы, приходится учиться на собственном опыте.
Штудирование шахматных учебников прокладывает лишь те пути, по которым надо научиться мыслить самостоятельно, лично преодолевая всякие трудности».
М. Эйве.

«Мы высоко ценим те возможности, которые предоставляет нам наше государство, правительство, наша большевистская партия. Мы сознаем свою ответственность и поэтому никогда в истории еще не изучали шахматы столь серьезно, не играли с такой энергией, как играют сейчас советские мастера.
Для нас шахматы — сама творческая жизнь».
М. Ботвинник.

«Мне кажется, что в наши дни шахматист-художник должен стремиться к широте шахматных воззрений, к непрерывным поискам таких путей, которые могут двигать шахматы вперед, к освобождению от чуждых советской школе элементов догматизма».
В. Смыслов.

«Шахматы отражают сущность человека, его особенности. Думаю, что машина никогда не сможет демонстрировать индивидуальные черты характера и борьбу идей. Чтобы добиться успеха в шахматах, нужно их очень любить и иметь талант.
Хорошими шахматистами рождаются, великими становятся».
М. Таль.

«Непостижимый идеал в шахматах — играть без ошибок. Именно стремление играть безошибочно больше всего привлекает меня в этой игре.
Каждый шахматист, играя с противником, в то же время борется с самим собой. Каждая партия или матч одновременно внутренняя борьба. Я проиграл немало ответственных партий, так как прежде всего не смог победить самого себя».
Т. Петросян.

«Меня привлекает в шахматах неизведанность, неисчерпаемое богатство возможностей, процесс созидания, который сопровождает шахматное творчество. Трудно в шахматах выделить что-то одно, ибо шахматы одновременно многое».
Б. Спасский.

«В шахматах меня больше всего привлекают возможность путешествовать, деньги, шахматная атмосфера. Шахматы, несомненно, искусство, но над этим я не задумывался».
Р. Фишер.

«Для меня шахматы — это прежде всего борьба. Поэтому во главу угла я ставлю спортивное начало. Противника необходимо победить, к этой цели я стремлюсь в каждой партии.
Иногда меня упрекают в сухости, рациональности. Да, я практичен и игра моя во многом основана на технике... Но я никогда и ни с кем не играю на ничью. Ни белыми, ни черными...
Я стараюсь никому не показывать своих чувств, ни в случае неудачи, ни тогда, когда испытал радость победы. Для шахматиста, как и для любого человека, это очень важно — уметь держать себя в руках, сдержать эмоции, не показать разочарования.
Это важно и для конечного результата в турнире, не только в одной партии».
А. Карпов.

"Шахматы в СССР" 1978 №7

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru