Чемпионы мира о шахматах(От Стейница до Карпова)«Знаменитый шахматист, одолевший на всемирном состязании самого лучшего, самого первого игрока, по всей справедливости и безо всякого колебания может гордо носить титул короля шахматной игры. Какое величие быть королем, властвующим не по правам престолонаследования и не по случайностям плебисцита, а в силу остроты своего ума и всемирного добровольного и доброхотного согласия...» А. И. Куприн. В. Стейниц (1836—1900), Эм. Ласкер (1868 — 1941), X. Р. Капабланка (J888—1942), А. Алехин (1892—1946), М. Эйве (1901), М. Ботвинник (1911), В. Смыслов (1921), М. Таль (1936), Т. Петросян (1929), Б. Спасский (1937), Р. Фишер (1943), А. Карпов (1951). История шахмат убедительно свидетельствует: чемпионы мира всегда достойно представляли и в спортивном и в творческом отношении шахматное искусство.
Они двигали вперед шахматную науку, вносили неоценимый вклад в формирование более глубокого понимания теории и практики шахмат, их психологии и своеобразной эстетики. «Шахматы не для людей слабых духом... Шахматы трудны, они требуют работы, и меня может удовлетворить лишь серьезное размышление и ревностное исследование, только безжалостная критика ведет к цели». «Многочисленные исследования в шахматной игре касаются проблем, которые еще полностью не решены; в итоге таких анализов часто делается вывод «может быть». Жизнь неопределенна — шахматы, к счастью, тоже, ибо игра, в которой все ясно как дважды два четыре, с такой же несомненностью теряет интерес к себе». «Большинство шахматистов не любит проигрывать и считает проигрыш чем-то позорным. Это ложный взгляд. Те, кто хотят совершенствоваться, должны смотреть на свои проигрыши, как на уроки, и учиться по ним — чего избегать в будущем. Вы должны также быть решительными в ваших суждениях. Если вы думаете, что ваш ход хорош — делайте его. Опыт — лучший учитель. Без всякого колебания надо делать то, что вам кажется хорошим». «Для меня шахматы не игра, а искусство. Да, я считаю шахматы искусством и беру на себя все те обязанности, которые оно налагает на его приверженцев». «В шахматах нельзя опираться исключительно на общие твердые правила, и в этом состоит их главная трудность. Изучая шахматы, приходится учиться на собственном опыте. «Мы высоко ценим те возможности, которые предоставляет нам наше государство, правительство, наша большевистская партия. Мы сознаем свою ответственность и поэтому никогда в истории еще не изучали шахматы столь серьезно, не играли с такой энергией, как играют сейчас советские мастера. «Мне кажется, что в наши дни шахматист-художник должен стремиться к широте шахматных воззрений, к непрерывным поискам таких путей, которые могут двигать шахматы вперед, к освобождению от чуждых советской школе элементов догматизма». «Шахматы отражают сущность человека, его особенности. Думаю, что машина никогда не сможет демонстрировать индивидуальные черты характера и борьбу идей. Чтобы добиться успеха в шахматах, нужно их очень любить и иметь талант. «Непостижимый идеал в шахматах — играть без ошибок. Именно стремление играть безошибочно больше всего привлекает меня в этой игре. «Меня привлекает в шахматах неизведанность, неисчерпаемое богатство возможностей, процесс созидания, который сопровождает шахматное творчество. Трудно в шахматах выделить что-то одно, ибо шахматы одновременно многое». «В шахматах меня больше всего привлекают возможность путешествовать, деньги, шахматная атмосфера. Шахматы, несомненно, искусство, но над этим я не задумывался». «Для меня шахматы — это прежде всего борьба. Поэтому во главу угла я ставлю спортивное начало. Противника необходимо победить, к этой цели я стремлюсь в каждой партии. "Шахматы в СССР" 1978 №7 |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте