Можно ли тренировать внимание?Гроссмейстер Н. КрогиусИзучение особенностей внимания у шахматиста имеет существенное значение для педагогики и практики шахмат. Необходимо отметить, что внимание шахматиста проявляется в неразрывном единстве с его мышлением, и поэтому с полным правом можно говорить об интеллектуальном характере внимания в шахматной деятельности. Это соображение основывается на выводах И. П. Павлова, который указывал: «Вся сила в сосредоточении. Это надо считать главным правилом мышления — сосредоточение внимания.» Интеллектуальное внимание регулируется эмоциями и волей. Каждый этап партии, выбор любого хода содержат определенные цели и вызывают те или иные переживания шахматиста. Сила, широта и подвижность внимания прямо зависят от настойчивости, целеустремленности, бодрости, уверенности или нерешительности, растерянности, боязни шахматиста. На диаграмме положение из партии Таль — Крогиус (XXXII чемпионат СССР). Очевидный ход 28. Лd6 оказался для меня полной неожиданностью, так как мне представлялось, что поле d6 надежно прикрыто пешкой с7. То обстоятельство, что в результате размена пешка покинула поле с7 и, следовательно, уже не обороняет поле d6, не учитывалось в процессе обдумывания. Возникший устойчивый «остаточный» образ (пешка на с7, а не b6) прежней позиции существенно повлиял на оценку нового, изменившегося положения на доске. Остаточные образы могут быть связаны не только с отдельной фигурой, полем, но и с целой группой фигур. Рассмотрим позицию из партии Чеховер — Модель (Ленинград, 1933 г.).
В. Чеховер писал: "B этой позиции ничего не дает 29. Ch7+ Kpf8 30. ФаЗ + хотя бы из-за 30. ... Фd6 31. с5 Фе7. Исходя из этого, я обдумывал главным образом продолжение 29. Лh7 Фd4 30. Фh4 g6 31. Фh6 с последующим Лf4 и Лh4 и, во избежание в дальнейшем мата по первой горизонтали, сыграл 29. h3. На это Модель ответил очень слабо 29. ... Фе2?, и вот здесь уже продолжение 30. Ch7+ Kpf8 31. ФаЗ+ Ле7 32. Cd3 сразу выигрывало партию. Я же, отказавшись на прошлом ходу от Ch7+, не стал его рассматривать в данной позиции и сыграл иначе. Партия в конце концов закончилась вничью». Вывод о недостаточности идеи с ходами Ch7+ и ФаЗ+ оказался настолько устойчивым, что особенности взаимодействия трех атакующих белых фигур (ферзя, ладьи и слона) в качестве статичного остаточного образа внимания были механически перенесены на благоприятно изменившуюся позицию. Приведенное примеры свидетельствуют о том, что в связи с нарушениями переключаемости внимания мыслительные образы прошлых позиций продолжают надолго оставаться в сознании шахматиста в относительно неизменном виде. Эти отрицательные проявления остаточных образов ведут к искажению объективной оценки положения, ошибкам и просчетам. Прежде всего необходим сознательный и систематический контроль в борьбе с этим недостатком. Полезна, например, постановка мысленного вопроса самому себе: «Что изменилось в позиции по сравнению с предыдущим ходом?» Особенно большое значение в устранении отрицательных остаточных образов имеет, на наш взгляд, тренировка в чтении шахматной литературы, не глядя на доску, а также решение таким способом комбинаций и этюдов. Однако нужно отметить и положительное значение остаточных образов. При сознательном переключении внимания и логическом сравнении прошлой и настоящей позиций остаточные образы способствуют лучшему осознанию этапов развития партии, ее последовательности, так как связывают каждый раз данный, настоящий момент с предшествующей борьбой. Итак, в противоречивых особенностях остаточных образов проявляются обе тенденции мышления шахматиста — понимание взаимосвязи отдельных ходов в развитии партии (положительное значение остаточных образов) и стремление разделить партию на изолированные, статичные этапы (отрицательная роль остаточных образов). В партии Петросян — Корчной (Москва, 1963 год) возникла следующая позиция. Т. Петросян так рассказывает о последующей борьбе: «Долгое время я считал позицию выигрышной. К тому же вся предварительная фаза борьбы, где Корчной не мог выйти из тйсков, психологически настроила меня на благополучный исход партии... И вот следует непостижимый просмотр — 35. Л:h6??. Угрозы f4—f3 я вообще не видел, вероятно потому, что она резко контрастировала по своей активности с беззащитным положением черных.» После 35. Л:h6 было 35. ... f3 36. Kpg5 Кре8, и черные выиграли. В этом примере инертный образ возник в связи с окончательной, как казалось Т. Петросяну, оценкой позиции. В содержательных и откровенных комментариях он указывает на некритичнрсть своих прогнозов, так как внимание было фиксировано на определившейся, по его мнению, наличной позиции перед ходом 35. Л:h6. Появление устойчивого инертного образа сопровождается спадом волевого напряжения (теперь, казалось бы, все ясно, цель достигнута!) и яркими эмоциями по поводу близкого исхода партии. Опережающий образ возникает, когда внимание шахматиста направлено на оценку и расчет возможных в будущем позиций, причем, иногда эти изменения рассматриваются не как вероятные, а как уже реально существующие в данный момент. «Насколько я могу судить по собственному опыту, бывают моменты, когда представление, созданное зрительным воображением, вытесняет действительность», — писал психолог и шахматный мастер Б. Блюменфельд. Отрицательная роль опережающих образов проявляется двояко: в одних случаях угрозы противника, зачастую мнимые, принимаются как уже реально существующие — они преувеличиваются и превращаются в своеобразных сказочных великанов. Вспомним в связи с этим слова А. Нимцовича, что «угроза сильнее ее исполнения». На диаграмме позиция из партии Либерзон — Тайманов (Тбилиси, 1967 год).
Здесь опережающий образ проявился о расчете М. Тайманова на обязательность варианта 35. ... Л:е4 36. fe Лd1+ с выигрышем (так и закончилась эта партия). Однако черные не заметили хода 36. Фf6, менявшего их оценку. М. Тайманов, увлекшись красивым вариантом, преувеличил достоинства своей позиции перед 35-м ходом. Б. Блюменфельд дает интересные практические советы переключения внимания при расчете: «Как бы сильно ни было зрительное воображение, но совершенно очевидно, что представление в уме бледнее зрительного восприятия. Поэтому, когда противник сделал ход, пусть даже ожидаемый, никогда не следует (кроме, разумеется, случаев крайнего цейтнота) без всякого обдумывания делать заготовленный ход на ожидавшийся ответ: ведь этот ход-то был заготовлен тогда, когда данная позиция была в воображении». Необходимо отметить и положительную роль опережающих образов, когда переключение внимания на будущие ситуации связано с критическим анализом и самоконтролем. При сознательном, целеустремленном переключении внимания сочетание восприятия и воображения в опережающих образах способствует развитию творческой фантазии шахматистов. Это свойство внимания заметно во многих партиях М. Таля, Д. Бронштейна, А. Лилиенталя, Р. Нежметдинова. "Шахматы" (Рига) 1968 №7 |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте