Некоторые выводы(Алехин — Капабланка)Статья Рихарда Рети для „Ш. Л".Профанов больше всего поражает в этом матче обилие ничьих, знатоков—то, что их не было еще больше. Чтобы объяснить такое изобилие ничьих, профаны приводят всевозможные причины: то, что оба противника играли чересчур осторожно, избегали открытых начал и т. д. и т. д. Такого рода упреки раздаются чуть не после каждого крупного шахматного состязания. Поэтому, я считаю уместным остановиться немного на этом моменте. Нет недостатка и в таких судьях, которые утверждают, что часто мастера из материальных соображений, чтобы не рисковать призом, предпочитают опасностям горячей борьбы верную ничью. Говорить так может только тот, кто плохо знает истинное положение дел. Так как разница в размере турнирных призов, от первого до последнего, быстро увеличивается, то два претендента на призы, делая между собой ничью, в целом получают меньшую денежную сумму, чем та, которая досталась бы им, если бы один из них выиграл у другого Для каждога из них повышение получаемой суммы, в случае выигрыша партии (вместо ничьей) более значительно, чем понижение в случае проигрыша (вместо ничьей). Ясно поэтому, что всякий игрок, — если только он не слишком утомлен к концу турнира, будет всегда играть на выигрыш. Не забудем только одного; то, что в кофейнях часто именуется „острой игрой на выигрыш", в глазах мастера—игра в поддавки. Обращаясь к Алехину и Капабланке, мы должны констатировать, что в этой „чрезмерной осторожности“ они проявили высшую степень своего мастерства. Пока кому нибудь не удастся победить их другим стилем игры, никто не в праве осуждать их за этот стиль. Гораздо чаще искусная стратегия приносит преимущество, которое однако приводит, согласно действующим правилам, только к ничьей. Прямым следствием этого является, что за последние годы шахматное искусство свернуло с пути усовершенствования и уточнения позиционной игры, которого оно придерживалось со времен Стейница и устремилось по другому руслу, намеченному Ласкером — по руслу психологической борьбы. Он состоит в том, чтобы изучив манеру игры противника, вскрыть ее слабости и использовать их (грубо, но красочно выражаясь, „подкузьмить" противника). И это, конечно, не только в отдельных встречах, но и в матчах! Мы должны поэтому признать, что победа Алехина является торжеством справедливости. И мы должны это подчеркнуть, дабы читатель, на основании предыдущих наших рассуждений, не сделал вывода, что Капабланка, в сущности говоря, играет сильнее Алехина, который только — лучший, чем он, психолог. В том то и дело, что втот психологический нажим на Капабланку оказался возможен лишь благодаря полному фантазии, ищущему сложности стилю Алехина. Быть может, в одном смысле Капабланка играет лучше Алехина— именно в том отношении, что он легче, более бегло владеет шахматной доской, вроде того, как, напр., есть люди, необычайно легко и бегло говорящие на каком нибудь языке. Но Алехин говорит на своем шахматном языке более глубокие, более значительные вещи, чем Капабланка: его победа, поэтому, вполне заслуженна. Семь лет тому назад Ласкер сразился с Капабланкой. Ласкер также психолог, пожалуй даже еще больше, чем Алехин. Почти всех своих противников он сокрушил благодаря именно этому, своему дарованию. Но его великое искусство состояло лишь в том, что он позволял своим противникам играть в свойственном им стиле, провоцируя их на предприимчивость, которая отвечала характеру их стиля, но оказывалась в данных положениях обманчивой. Вспомним хотя бы, как в матче своем с Таррашем, Ласкер сплошь избирал за черных защиты,, которые Тарраш раньше того публично объявил недостаточными. Но уже против Шлехтера, миролюбивого и непобедимого Шлехтера, искусство Ласкера, оказалось бессильным, а еще бессильнее оказалось оно против Капабланки, втого спокойного, равнодушного, лишенного нервов любителя простоты. Оба эти мастера не позволили заманить себя в опасные предприятия. И тогда Ласкер, уже не как шахматный мастер, а как философ, поставил проблему: как можно победить Шлехтера, Капабланку, вообще того, кто прежде всего и больше всего не хочет проиграть, уклоняется от всяих усложнений и лишь во вторую очередь ищет, при случае, шансов на выигрыш? Проблему эту разрешил Алехин. Победа оказалась возможной лишь в результате длительной борьбы, с помощью непрерывного давления различных чередующихся угроз, усложнений и комбинаций, таких, на какие способен лишь художник с неиссякаемым воображением — Алехин, не давший этим Капабланке ни на минуту возможности прибегнуть к своим излюбленным упрощениям, перевести игру в плоскость чистой техники, в которой он является, бесспорно, величайшим мастером. Формулированная Ласкером „проблема Капабланки" разрешена. Отныне встает другая проблема: какой новый метод игры в силах победить метод художника? Шахматный листок 1928 №1 |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте