genesis
  шахматы и культура


все публикации

ТУРНИР - ПРЕМЬЕРА

ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРНИР

Как свидетельствуют многочисленные археологические раскопки и древние манускрипты, шахматам около двух тысяч лет. Но наиболее значительный скачок в развитии и распространении «царицы игр» был сделан в последние два столетия. Бурное развитие промышленности, транспорта, печатного дела привело к увеличению международных контактов, улучшению культурных, а позже и спортивных связей между народами. И история международных шахматных соревнований начинается с этого периода.
Правда, из далекого XVI века до нас дошли весьма скудные сведения о шахматном состязании в Мадриде: в 1575 году при дворе испанского короля Филиппа II, как отзвук рыцарских ристалищ средневековья, был проведен «турнир» шахматистов. И хотя в этом соревновании приняло участие два итальянца и два испанца, по многим причинам его трудно назвать международным шахматным» турниром в современном понимании.

Отсчет международным турнирам ведется от соревнования, состоявшегося 173 лет назад в Лондоне. Предыстория его такова. Летом 1851 года в столице Англии намечалось проведение Всемирной выставки промышленности и искусства. У английских шахматистов возникла мысль организовать параллельно международный турнир. Инициатором этой идеи и главным, кто претворил ее в жизнь, оказался сильнейший мастер Англии тех дней Говард Стаунтон (1810—1874). Функции устроителя соревнования взял на себя Сен-Джорджский шахматный клуб. 8 февраля 1851 года за подписью Стаунтона были разосланы приглашения. В них, в частности, говорилось: «Всем шахматистам чрезвычайно желательно решить на практике вопрос о сравнительной практической силе современных знаменитых игроков. С этой целью мы устраиваем турнир для всех желающих всех стран».

Для обеспечения финансовой стороны дела была проведена подписка (сбор пожертвований) в главных европейских столицах и многих английских городах. Предварительно намечалось участие более тридцати шахматистов, однако не все смогли принять приглашение, и турнир состоялся при участии 16 шахматистов, в том числе 6 зарубежных. Францию представлял Л. Киэерицкий (1806—1853), Германию — А. Андерсен (1818—1879), Б. Горвиц (1806—1885) и К. Майет (1810—1868), Венгрию — И. Лёвенталь (1810—1876) и И. Сен (?—1857). К сожалению, не смогли приехать в Лондон лучшие шахматисты России А. Петров (1794—1867), И. Шумов (1819—1881), С. и Д. Урусовы (1827—1897; 1830—1903), также получившие приглашение. Прибыл лишь К. Яниш (1813—1872), но, увы, с опозданием, и турнир начался без него.

В связи с большим недоездом иностранных участников представительной оказалась делегация хозяев, возглавляемая Г. Стаунтоном.
Для первого турнира была выбрана так называемая система с выбыванием. В первом круге посредством жребия (читайте: посредством слепого жребия!) было определено 8 пар участников, которые играли между собой микроматчи на большинство из трех партий (ничьи не считались). Проигравшие выбыли из турнира, а 8 победителей во втором круге составили посредством жребия новые 4 пары. На этот раз игра шла на большинство из 7 встреч. В третьем круге были образованы две пары победителей и две пары побежденных. В четвертом, заключительном, круге были разыграны призы с I по VIII. Нечто похожее применяется в других видах спорта, например, в теннисе, футболе. Но что хорошо в соревнованиях по теннису или футболу, то оказалось не очень пригодным для шахмат. Во всяком случае, в шахматном мире такой способ определения победителя был раскритикован и международных турниров по подобной системе больше не проводили, пока в 1965 году не применили ее... в VI соревнованиях претендентов. И вот уже шесть циклов (1965—1981) кандидат на матч с чемпионом мира выявляется похожим способом...» Бумеранг, запущенный более ста лет назад, возвратился!

Но вернемся в Лондон -1851. Турнир начался 26 мая и продолжался до 15 июля. Время на обдумывание ходов совершенно не ограничивалось, и некоторые партии длились по 10—15 часов без перерыва. А однажды партнеры, начавшие поединок днем, не смогли закончить свое сражение до глубокой ночи и заснули прямо у шахматной доски. Проснувшись утром, они продолжали выяснение отношений... Особым долгодумием во время игры отличался англичанин Э. Уильямс, которому даже удалось стать третьим призером. Правда, как свидетельствуют шахматные историки, своих соперников он одолевал главным образом измором.

Пока длились затяжные поединки, остальные участники не скучали. За время лондонского турнира они сыграли между собой немало тренировочных партий и матчей, которые порой оказывались гораздо интереснее официальных встреч.А. Андерсен, исполнявший во время турнира также и обязанности корреспондента, так описывал турнирную обстановку в одном из своих сообщений журналу «Deutsche Schachzeitung»:

«26 мая ... в урну было положено 16 жребиев. На каждых двух из них стоял одинаковый номер; так, было два с номером 1, два с номером 2, и так до № 8. Игроки, вытянувшие одинаковые номера, играли между собой. Кроме того, половина жребиев была белого цвета, половина — желтого. Тот, кто вытягивал белый жребий, начинал игру в первой партии ... На следующий день, 27 мая в 11 часов утра, началась борьба. Все 8 пар играют в зале Сен-Джорджского клуба. Особенного комфорта нет. Столы и стулья маленькие и низкие. Края больших досок торчат по обе стороны стола. Рядом с играющими все свободное место занято секретарем, записывающим ходы; короче говоря, нет места, чтобы облокотиться и поддержать во время тяжелой борьбы полную забот голову. Впрочем, для английского шахматиста это удобство излишне. Прямой как свечка, сидит ои на своем стуле, засунув оба больших пальца в карманы жилета, и прежде чем сделать ход, не двигаясь, смотрит на доску по полчаса. Сто раз вздохнет его партнер, пока, наконец, решительным и быстрым движением англичанин сделает ход».

В те времена запись партии вели не сами участники, а специальные секретари.
Жребий фактически определял не цвет фигур для партнеров (белые или черные), а кто первым начинает игру. Так, многие партии лондонского турнира, о чем свидетельствуют их тексты в турнирном сборнике, были начаты черными. Всего было сыграно 85 партий. Среди них не оказалось ни одной так называемой «гроссмейстерской ничьей». Любопытна дебютная статистика. Преобладали сицилианская защита (35), английское начало (21), французская защита (11). 6 раз игра была начата ходом 1. d4, 4 — ходом 1. f4. Открытые дебюты были разыграны 12 раз, в том числе испанская партия — 5.

"Шахматы " (Рига) 1981 №3

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Top.Mail.Ru