И.Г.Сухин
Это было недавно это было давно: Как преподавал шахматы в мини-
школе «Знайка-М»
Встреча педагогического коллектива мини-школы «Знайка-М» с
родителями, 2005 год
На фотографии: Педагогический коллектив «Знайки-М», 2004 год
2 сентября 2005 года, с 19.00 до 21.00 на втором этаже московской школы
№444 прошла ежегодная сентябрьская встреча педколлектива нашей
московской мини-школы «Знайка-М» (Восточный административный округ
Москвы) с «новенькими» родителями, которых пришло более 60. Ровно в
19.00 наш директор Наталья Ивановна начала собрание. Было объявлено, что
учебный год начинается 11 сентября заканчивается он у нас в конце апреля),
и в течение двух недель все педагоги проведут персональные встречи-
консультации с родителями, на которых расскажут о своей работе с детьми,
методиках и т.п. Наталья Ивановна сообщила, что наша мини-школа
открылась в 1990-м году, и начинает свой 16-й учебный год. Первые годы она
называлась просто «Знайка», но потом кто-то «шустрый» перехватил себе
звучное название, поэтому пришлось добавить букву М. Также директор
отметила, что, по отзывам родителей, у нас лучшая мини-школа в Измайлово.
Неудивительно, что только за последнее время ещё две мини-школы
присвоили себе имя «Знайка» сейчас ведётся разбирательство. У нас
официальная лицензия Департамента образования Москвы. Занятия по
вторникам, четвергам, субботам с 17.15 первый поток (группы №1, №2
четырёхлетних, группа №3 пятилетних) и с 18.40 второй поток (группы
№5, 6 шестилетних, группа №4 пятилетних, которая собирается с 1
сентября 2006 года поступать в общеобразовательную школу). Четвёртый день
занятий воскресенье, первый поток с 10.00, второй с 12.00. Шахматы во
вторник: группа №1 17.15 17.40, группа №2 17.40 18.05, группа №3
18.05 18.30, группа №6 18.40 19.10, группа №4 19.10 19.40, группа №5
с 19.40. Трёхлетки занимаются в отдельной группе у Светланы Викторовны.
В сезоне 1991 1992 с трёхлетками занимались все педагоги-предметники
вёл шахматы и успешно), но с сентября 1992 года было принято решение, что
почти все предметы с трёхлетками ведёт один педагог. Педагоги и учебные
предметы: Михаил Юрьевич Логика»), Галина Петровна Развитие речи» и
«Ознакомление с окружающим миром»), Елена Константиновна
Ознакомление с музыкальным миром»), Валентина Ивановна
Математика»), Ирина Ивановна Английский язык»), Алла Семёновна
Рисование»). Вводится предмет «Чтение», который будет вести Елизавета
Александровна. Месяц открытых дверей в «Знайке-М» ноябрь. Далее
Наталья Ивановна привела забавный пример, как один из дедушек,
присутствующих на занятиях, интенсивно записывал ход урока, а его внук, в
это время сидел на уроке с отсутствующим водом (мол, дедушка пишет, я и не
нужен!).
Затем каждый из педагогов в 35-минутном выступлении немного рассказал
о своём видении предмета, своём подходе. Как всегда очень интересно было
услышать профессиональное мнение Михаила Юрьевича (ас), Галины
Петровны (всё чётко, познавательно и интересно), Елены Константиновны
(переживающей, что в физико-математической школе могут не учитывать
развивающий момент музыки), Валентины Ивановны (опытнейшего
педагога), Ирины Ивановны (кудесницы английского языка), Аллы
Семёновны (по праву гордящейся рисунками своих подопечных). Есть у
наших педагогов и одна общая редкая черта неиссякаемая доброта, поэтому
за последние 15 лет не припомню, чтобы в коллективе были какие-либо
трения, недопонимание. Это по современным меркам случается редко.
Первое шахматное занятие нового сезона в мини-школе «Знайка-М»,
13 сентября 2005 года
В ближайшую субботу 17 сентября в «Знайке-М» состоятся консультации
для родителей по шахматам и по музыке. Мои консультации: группы №1 и
№2: 17.15 17.55, группа №3: 17.55 18.30, группы №4 и №6: 18.40 19.20,
группа №5: 19.20 20.00. На консультации будет показана рекомендуемая
литература и объяснены особенности методики обучения.
Итак, 13 сентября 2005 года в 17.15 возобновил шахматные занятия в
московской мини-школе «Знайка-М». Хотя преподаю в «Знайке-М» уже
долгие-долгие годы и, казалось бы, всё отработано до мелочей, каждый раз
стремлюсь придумать что-нибудь новое, интересное для ребят. Не умею
работать вполсилы, поэтому к исходу дня уже как «выжатый лимон».
Выручает, что по «внутреннему» возрасту я ещё такой же, как мои подопечные
с ребятами постарше ещё и во дворе в футбол играю), поэтому мне с ними
интересно. И всё же очень трудно. Особенно первый день с новенькими
четырёхлетними. Для них отрыв от мамы вообще стресс, а тут новый человек,
кто он, что он? Поэтому первые минуты на меня как обычно смотрит
множество настороженных глаз. На первом занятии нельзя терять ни минуты,
особенно с новенькими четырёхлетними. Нужно сразу же заворожить их
предметом, окунуть в сказочную и немного таинственную атмосферу
урока. Это приходит только с опытом.
Зато как приятно, когда малыши, занимающиеся уже второй-третий год, на
первый урок летят с восторгом. Вот и вчера, например, Лёва Катенин, Лиза
Дашкевич, Гоша Трубачёв и другие ребята «объяснялись в любви». Особенно
радует, что нередко шахматные занятия нравятся не только ребятам,
которым удаётся всё, но и тем, у которых получается пока далеко не всё!
Это важно! Для педагога очень нужно найти тёплые слова для каждого
малыша, искренне похвалить каждого, ведь у каждого есть свои плюсы: один
быстрее всех соображает, у другого примерное поведение (это важнее всего на
первых порах), третий лучше всех рисует и т.д. Единственная вселенская
проблема если в группу попадает гиперактивный ребёнок с
нереализованными задатками лидера, который умышленно «вызывает огонь
на себя» и мешает другим. К счастью, пока среди новеньких такого не видно.
А вот был лет восемь назад у нас Паша Коньков (вначале драчун и «каратист»),
от которого полгода стонали все педагоги, а затем благодаря именно
шахматным занятиям мальчик совершенно переродился, стал скромным,
уважительным, сейчас профессионально занимается танцами. И уже много раз
приезжал в «Знайку» повидать меня и сказать «спасибо». Ради этого хочется
работать.
На фотографии: Базовая книга для преподавания шахматных основ детям 46 лет
Но вернёмся к самым маленьким. У меня есть несколько сценариев первого
занятия. На этот раз заранее приготовил нарукавную игрушку Клеточку, книгу
«Удивительные приключения в Шахматной стране», вырезанных из первого
издания данной книги персонажей Юру и Клеточку. Около классной доски на
четырёх стульчиках расположил 10 из 70 книг, которые написал.
Каждый малыш вначале сидел за отдельной партой (до физкультминуток и
т.п.), и на парте перед ним лежала перевёрнутая клетками вниз цельная
деревянная шахматная доска. Казалось, просто деревяшка лежит. В этом и
заключалась первая тайна. Вторая тайна демонстрационная доска тоже
располагалась клетками к классной доске, непонятно было для детей, что это
такое. Вот группа №1 вошла в класс, я с улыбкой рассадил малышей по
стульчикам, вышел к доске и спросил, кто из ребят любит мультфильмы. Лес
рук. Только один мальчик, сказал, что не любит. Затем спросил: «А кто любит
сказки?» Здесь руки подняли все (также и в группе №2).
Затем сказал, что меня зовут Игорь Георгиевич, что я писатель и показал
рукой на книги. Сказал, что очень хорошо, что ребята любят сказки, потому
что сегодня мы начнём совершать волшебное сказочное путешествие вместе с
героями книги «Удивительные приключения в Шахматной стране». Чуть
позже героиня книги Клеточка поздоровалась за ручку с каждым из ребят,
сказала им, что она маленькая, а они большие и спросила: не будут ли они её
обижать. Ребята сказали, что не будут, Клеточка обрадовалась. Это было
важно для того, что перед первым уроком иногда некоторые (домашние) дети
сами боятся идти на занятия, поэтому переживания Клеточки им близки, и они
обретают уверенность. Бывают случаи, когда на первом уроке четырёхлетние
вначале плачут. Ведь занятия обычно проходят без родителей, и ребёнок,
впервые оторванный от мамы, разумеется, боится, а вдруг мама вообще уйдёт.
Однажды был случай, когда такой мальчик проплакал весь урок (как трудно
педагогу!), но уже на втором занятии всё было нормально. А с одним
мальчиком был вообще забавный случай. Я начал урок, и тут он расплакался.
Потом успокоился. И лишь позже выяснилось, что плакал он потому, что
дедушка учил его по-другому. Чаще всего с плачущим ребёнком на первом
уроке сидит мама, чтобы он успокоился. В этот раз из шести групп только одна
маленькая девочка пришла с рёвом, её посадили рядом с мамой, начался урок,
сказка заворожила её, и она успокоилась. На первом уроке мы познакомились
с шахматной доской, белыми и чёрными полями и тем, как правильно
положить перед собой шахматную доску чтобы слева и справа были
единички. Для этого специально придумал такую игру: ребята закрывают
единичку пальчиками или ладошками, а Клеточка пытается эти цифры
подсмотреть заглядывает слева и справа, пытается щекотать пальчики.
Ребята смеются и не поддаются. Итак, первый урок, как и многие другие,
урок-театр, где персонажи подходят к зрителям соучастникам шоу.
Вот начало нашей инсценировки:
«Если очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то желание
непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в такую же волшебную
историю, как и Юра... (здесь показываю «вырезанного» Юру).
Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру позвонили. Юра
открыл дверь и увидел девочку в клетчатом платьице (здесь показываю
«вырезанную» Клеточку, затем куклу Клеточку).
Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за тобой из
Шахматной страны.
Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя сидениями,
шестью педалями и маленькими колесами. Клеточка села за руль. Юра
примостился сзади».
Все дети смотрят представление как зачарованные и по ходу сказки
помогают главному герою. К исходу 25-й минуты первая глава книги вместе с
«Загадками из тетрадки» пройдена. На эти загадки отвечают все ребята,
помогая Юре. Вот эти загадки:
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие
поля больше: белые или черные?
2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у
шахматного поля?
3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
4. На каких полях ничего не растет?
5. Из каких досок не строят теремок?
6. В каких клетках не держат зверей?
7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк,
полярник?
8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ...
Раздался голос Короля:
Найдите на доске ...
Казалось бы, вопрос номер 7 сложен для 4-летних малышей, но они
отвечают уверенно! Также легко все решают первую загадку 8-го вопроса, а
вот о короле не получается.
Вторая базовая книга для наших занятий «Волшебные фигуры, или
Шахматы для детей 2 5 лет», из неё берём учебные положения, которые
разыгрываю с детьми.
На фотографии: Вторая базовая книга для преподавания шахматных основ детям 4-6 лет
В 17.40 прозвенел звонок, занятие в группе №1 завершено, и я, как обычно,
чувствую, что смертельно устал. А впереди ещё пять групп! Затем по
накатанной схеме проходит занятие с группой №2. Всё падаю. А затем, как
всегда, приходит второе дыхание всё легко, всё получается. И только после
последнего шестого урока чувствую, как устал. Это нормально. У меня такой
один день, а как же бедные учителя преподают в школах каждый день? Для
меня это загадка.
Я привёл лишь некоторые эпизоды первого занятия в первой группе,
раскрывать все свои методические тайны было бы непозволительной
роскошью в наше непростое время. Тем более что в последние годы многие
методики секретятся, и это логично.
Что сказать о первом дне? Группы №1 и №2 понравились все дети
внимательно слушали и помогали героям книги-сказки, отсутствующих
взглядов не было. Дисциплина отличная. Когда знакомились с Клеточкой, 4-
летняя Александра назвала себя по имени-отчеству. Такие случаи бывают,
очень трогательно.
В группе №2 папа Вити уже приобрёл книгу «Удивительные приключения
в Шахматной стране» (московского издательства «Поматур», 2000; ростовское
издание 2004 г. хуже, так как там не цветные иллюстрации, а это крайне важно
для дошкольников), и Витя активно мне помогал.
В группе №6 (шестилетки) прошли тот же материал, но насколько же легче
работать с шестилетками! Все умницы, всё схватывают на лету. Уже третий
год подряд у нас очень хорошая (надеюсь) группа №6. В этой группе все
новенькие, причём в отличие от 4-летних около половины имеет
представление о шахматах рослав, Антон, Володя, Эрнст, Никита, Рома), а
остальные нет. Поэтому в каждом конкретном случае выстраивать учебный
процесс приходится иначе.
Первое впечатление о группах №3 и №4 тоже положительное. Как всегда
внимателен Алёша Кныш, деловит Саша Романов, серьёзен Арсений Шуров и
т.д. Но за лето многие кое-что подзабыли это обычная история, будем
навёрстывать.
В группе №5 выделялась Полина Волович. Она озадачила меня тем, что дала
самое потрясающее определение шаха, которое когда-либо слышал: «Шах
это такой мат, от которого можно сбежать королю» (дословно!) Какое
изящное логическое построение! Это перефраз определения мата; мат шах,
от которого нет защиты. Обрадовало, что Максим Исаев не забыл принести
рабочую тетрадь (единственный из всех!), причем показал новые решённые
задачи, за которые получил законную пятёрку. Повзрослел Данила Волошин,
целеустремлённее стал Серёжа Самойлов, старательны Алёша Липанов,
Андрей Захаров и другие ребята.
Второе шахматное занятие в мини-школе «Знайка-М»: 22 сентября
2005 года
Этот рисунок нарисовала 27.04.2004 Богдана Савенко. Здесь и я, и Весёлый
Горизонталик, и Клеточка, и шахматные фигуры. Вот такие у нас в «Знайке-М»
талантливые художники
Второе шахматное занятие во всех группах прошло в четверг 22 сентября, а
не во вторник 20 сентября, но в дальнейшем шахматные занятия будут
только по вторникам. Впрочем, возможно с 1 октября по воскресеньям возьму
ещё группу «знайковцев», которые уже поступили в первый класс школы
№444 очень много просьб.
22 сентября очень приятно было встретить своих бывших учеников, уже
учащихся в школе №444. Одна девочка благодарила за уроки и сообщила, что
уже обыграла в шахматы чемпиона класса. Дети очень непосредственны и
подчас выдают желаемое за действительное, но всё равно приятно. А один
мальчик из 1-го класса с порога спросил, когда снова будут шахматы. Быть
может и будут, если продолжу заниматься с желающими. Уже звонил дедушка
Алёши Шатилова, Алёша рвётся в бой. Посмотрим. Алёша уже записался в
секцию, но очень хочет ходить и ко мне на занятия.
А пока коротко о втором занятии. В группах №№ 1, 2 и 6 провёл одно из
самых выигрышных, самых смотрибельных занятий, в которых ребята
растворяются в театральной постановке, и которые провожу на одном
дыхании. Тут и тайна, и маленький гномик, которые пробегает у КАЖДОГО
ребёнка по шахматной доске, и злой Задира, который мешает героям учиться
играть в шахматы, и волшебный домик-кубик. Этот домик стоит до поры до
времени незамеченный ребятами, а потом… Секрет!
На 2-м занятии инсценирую вторую главу своей книги «Удивительные
приключения в Шахматной стране», маскирую на домик-кубик с буквами В,
Г, Д, в котором живет гном Веселый Горизонталик. При объяснении вертикали
и горизонтали он выбегает из домика и пробегает по шахматным дорожкам
перед каждым учеником... Пам-пам-пам! А ребята хором помогают ему: «Пам-
пам-пам!», и пальчиками показывают его маршрут, затем по несколько раз
проговаривают шахматные термины, отрабатывают их руками в
физкультминутках и т.д. и т.п. Особенно хорошо отвечал Витя из второй
группы, любопытно, что он принёс своего солдатика, и по его доске пробежал
не гномик, а солдатик. Этот приём рекомендую в своих книгах, и, видимо,
Витя с папой его дома уже отработали. Браво!
Вообще, приятно, что все 6 групп в этот день отлично занимались! Очень
зрелищно во всех группах у нас проходит «перекличка». Тоже в игре, и ребята
её любят. Суть её состоит в следующем. Называю всех ребят по имени и
фамилии, и каждый из них должен сказать какое-либо определённое слово. 22
сентября, например, в некоторых группах мальчики должны были сказать:
«Робот», а девочки: «Королева», а в других группах просто «мальчик» или
«девочка». И обязательно встать. Как только называю последнего по списку,
все должны сразу же сесть! Задача быть внимательным, не зазеваться. Это
позволяет избежать рутинных проходных моментов на уроках даже на
перекличке полноценная полезная игра! Даже на перекличке случаются
нестандартные ситуации. Так в прошлом году один мальчик специально
садился самым последним и весело смеялся: «Я зазевался!» Так продолжалось
несколько занятий кряду.
Очень важно, чтобы с первого же занятия дети правильно располагали перед
собой шахматную доску. Поэтому во всех группах начал урок с игры
«Закрываем единички». Напоминаю, что на первом уроке мы познакомились
с шахматной доской, белыми и чёрными полями и тем, как правильно
положить перед собой доску чтобы слева и справа около ребёнка были
единички. Как уже писал, для этого специально придумал такую игру: ребята
закрывают единичку пальчиками или ладошками, а Клеточка пытается эти
цифры подсмотреть заглядывает слева и справа, пытается щекотать
пальчики. Ребята смеются и не поддаются. На втором занятии ребята уже
почти не делали ошибок, располагая перед собой шахматную доску.
Дома родителям желательно отработать все «Загадки из тетрадки» ко 2-й
главе.
В остальных трёх группах занимались повторением по вот такой тетради
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны:
Тетрадь для проверочных работ» (32 с.).
На втором занятии наряду с другим материалом мы проработали с ребятами
«Проверочную работу №1» (с. 3 с. 4) 16 вопросов. Ребята неплохо
отвечали, а дома должны вместе с папами и мамами записать ответы ребёнок
отвечает мама пишет. А кто умеет писать сам, может и сам. Писать везде
нужно только «да» или «нет». Или цифры от 0 до 8. Не более того.
Шахматный поединок с Королевой Зла: побеждаем, не глядя на
доску!, 2009
Шахматный фрагмент выпускного праздника в мини-школе «Знайка-
М» (для детей шести лет), 26 апреля 2009 года.
Праздник проведён в двух потоках:
1) с детьми группы №4 (16 ребят): 10.00 11.30
2) с детьми группы 6 (32 ребёнка): 12.00 13.30.
Шахматный фрагмент занял 15 минут.
Реализованный сценарий.
И.Г.Сухин (ведущий): Дорогие ребята и гости, как Вы знаете, я написал
много книг для детей. В одной из них опубликована моя сказочная повесть
«Страна Грёз», которую также свободно выложил на своём сайте в Интернете.
В этой повести злые дела вершит колдунья Королева Зла. И вот сегодня вы,
ребята из «Знайки-М», должны помочь герою книги мальчику Алену одолеть
Королеву Зла. И в этом Вам поможет умение играть в шахматы. Но для этого
вы должны выдержать несколько испытаний. Согласны?
Ребята: Согласны!
И.Г.Сухин: Вот первое. Для того чтобы сыграть шахматную партию, вы
должны сначала правильно расставить начальное положение. Попробуйте
сейчас хором рассказать моё стихотворение о начальном положении, которое
начинается словами «Я смотрю на первый ряд…». Начали!
Ребята: Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
(Примечание: впервые эту рифмовку я опубликовал, наверное, в книге
«Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет» (М.: Новая школа,
1994, с. 155156), а придумал, естественно раньше).
И.Г.Сухин: Молодцы. Вот второе. Ребята, представьте, что вы попали
на странную планету, которая называется «Планета Наоборот». Те ответы,
которые на Земле неправильны, здесь считаются верными. Начнём игру.
1. На шахматных клетках-полях можно встретить: слона, бегемота или
коня? 2. Самый сильный шахматист, это шахматист, который: лучше всех
соображает, лучше всех дерётся, или лучше всех играет в шахматы?
3. Играя в шахматы, партнёры стараются побить: ферзя, ладью или друг
друга?
4. Когда шахматную фигуру бьют, то её: ставят рядом с шахматной
доской, кладут рядом с шахматной доской или выкидывают в форточку?
5. Прямой ряд клеток называется: горизонталью, вертикалью или
лялялью?
(все дети «Знайки-М» ответили здесь безошибочно и раскатисто
смеялись; данные вопросы половина из моих 10 вопросов, впервые
опубликованных мною в статье «Планета Наоборот: Как не утомить
малышей формальной логикой» Учительская газета» 27 мая 2008 года,
№22, с. 20), с небольшими изменениями; сама идея Планеты Наоборот
придумана мною, не встречал у других авторов этого симпатичного приёма в
принципе; идею придумал приблизительно в 2005 году, и реализовал её,
например, в книге «Новые занимательные материалы» (М.: ВАКО, 2007, с. 4,
задание «Удивительная планета»).
И.Г.Сухин: Молодцы. Вот третье. Чтобы одолеть Королеву Зла нужно
знать шахматную нотацию. Каждое шахматное поле на шахматной доске
находится на пересечении горизонтали и вертикали. Горизонтали
обозначаются цифрами это легко. Вертикали обозначаются латинскими
буквами это трудно. А ну-ка, попробуйте вспомнить моё стихотворение о
шахматных латинских буквах, которое начинается словами «Мы сидели на
крыльце…».
Ребята: Мы сидели на крыльце,
Повторяли а, бэ, цэ.
А потом спросили: «Где
Буква дэ и буква е?»
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем эф, жэ, аш.
(Примечание: впервые эту рифмовку я опубликовал в пособии
«Шахматы, второй год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение,
2004, с. 10) и «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны: Рабочая тетрадь. Часть (Обнинск: Духовное возрождение,
2004, с. 7).
И.Г.Сухин: Молодцы. Вижу, что Вы готовы к решающему поединку, в
котором должны помочь мальчику Алену обыграть Королеву Зла. Но
трудность заключается в том, что Вы должны обыграть её с закрытыми
глазами не глядя на шахматную доску. Это очень трудно! Кто из Вас готов
сразиться с Королевой Зла?
Ребята: Я, я, я… двух потоках из 48 ребят поднялось порядка 20 рук;
это, в самом деле, трудно).
И.Г.Сухин: Ладно, вижу, что многие хотят. Выберу смельчака с
помощью известной считалки: «Эники, беники ели вареники, эники, беники,
клёкс, вышел пузатый матрос» первом потоке был вызван Коля Себякин, во
втором Володя Ходонов). Тебе Коля (Володя) выпало выдержать это
сложное испытание. Теперь выслушай главное. Ален уже начал свою партию
с Королевой Зла и в их партии случилось положение, которое с помощью
шахматной нотации записано вот на этом листочке. Тебе нужен помощник,
который сможет прочитать, что здесь написано какая-то тарабарщина
первом потоке обошлись без помощника, а во втором потоке помощником
стала Аня Савчук).
Помощник (читает): Белые, Ален: Кра6, Лс6. Чёрные, Королева Зла:
Кра8. Ход белых. Ален не знает, что делать? Помоги ему, найди лучший ход.
Коля: Ладья це восемь, мат! (Коля затратил на решение примерно 20
секунд, а Володя 5 секунд; при этом шахматных досок в классе не было, а
демонстрационная доска была повёрнута лицевой стороной к стене, чтобы
ребята даже теоретически не могли увидеть клетки шахматной доски;
вдобавок, глаза у Коли и Володи были закрыты).
И.Г.Сухин: Проверяем, ставим это положение на шахматной доске
(здесь я повернул демонстрационную доску лицом к залу, где сидели дети и их
родители, затем достал из кармана магнитные фигуры, приказал помощнику
расставить исходное положение на шахматной доске, Коля с Володей
продемонстрировали решение и показали, что после шаха на це 8 Чёрному
королю, в самом деле, некуда отступить мат!). Верно! Победа! Королева
Зла побеждена! Аплодисменты!
Замечу, что подобные задачи дети значительно успешнее решают в том
случае, если разрешить им смотреть на пустую шахматную доску. Полностью
решать задачи вслепую детям 56 лет очень трудно и очень полезно. Я
подвожу к этому детей медленно, не спеша, вначале разрешаю смотреть на
свои доски и водить пальцем по пустой доске. А на высшей стадии вслепую,
я прошу детей даже отводить руки за спину (так как наблюдал, как некоторые
дети даже с закрытыми глазами водят пальцами перед собой, пытаясь
облегчить себе задачу). В целом, генеральная линия на развитие способности
действовать «в уме» реализуется поэтапно и успешно.
Небольшие зарисовки
2 сентября 2005: Несмотря на то, что преподаю в «Знайке-М» давным-
давно и обожаю каждого из своих коллег-педагогов, но как-то всё не доходили
руки до создания специальной веб-страницы, где можно было бы получить
хотя бы некоторую информацию о нас. С большим трудом разыскал в своём
архиве несколько фотографий не люблю фотографироваться) и как мог
пересканировал их. Не очень люблю выпячивать и свою работу как педагога-
практика (работаю, как и все, а в прекрасном коллективе прекрасно и
работается), поэтому на обоих моих сайтах очень мало новостных событий
посвящены «Знайке-М».
На фотографии: Игорь Сухин в мини-школе «Знайка-М» (примерно 2000 год)
1 сентября 2003: В этой мини-школе (она при знаменитой физико-
математической школе-колледже №444, рядом с метро «Первомайская»)
провожу шахматные занятия с детьми 46 лет, 67 учебных групп.
Директору нашей мини-школы Наталье Ивановне удалось собрать
прекрасный творческий коллектив единомышленников. И вот уже более 10 лет
мы получаем огромное удовольствие от работы с детьми, каждый из которых
в свои 46 лет уже личность. Прекрасно помню день нашего знакомства. 12
лет назад Наталья Ивановна искала подходящего шахматного педагога, и вот
мы встретились. Тогда я был очень загружен другой работой и не планировал
переходить в мини-школу, но перед обаянием, педагогическим талантом (ведь
наш директор преподаватель музыки, новатор!) и деловыми качествами
Натальи Ивановны устоять было невозможно! И за все эти годы ни разу не
пожалел о своём решении! Приятно, что и наш администратор Нина
Николаевна человек творчества. А на странице нашей мини-школы прочитал
такую информацию: «Шахматы: Игра мудрецов для маленьких гениев.
Уникальная методика И.Г.Сухина, автора многих книг посвященных обучению
игре в шахматы с 4-х летнего возраста».
На фотографии: Педколлектив мини-школы «Знайка-М»; дети демонстрируют музыкальные навыки
(примерно 19951997 год)
25 апреля 2004: Сегодня прошло заключительное торжество в нашей мини-
школе «Знайка-М»: «Выпуск-2004». Оно у меня уже 13-е подряд, за 14 лет
существования данного учебного заведения. То, что многие ребята ждут урок
шахмат с особым нетерпением, общеизвестно. Ещё приятнее, когда самые
тёплые слова благодарности дарят родители. При этом каждый год случаются
самые трепетные, очень трогательные расставания. Так и на этот раз я получил
в подарок изящные шахматы из Китая, а уже дома заметил удивительную
табличку: «Любимому учителю от любимой ученицы. Дайлова Лера 2004 г.»
Одна такая надпись даёт огромный эмоциональный заряд и веру в
правильность выбранной такой непростой сферы деятельности. С
неменьшей грустью приходится расставаться с Федей Герасимовым, Леной
Денисовой, Дашей Коньковой, Андреем Щербаковым, Федей Топоровым и
многими-многими другими. Но разве мы расстаёмся? У меня два сайта, и
ребята всегда могут вновь встретиться с Весёлым Горизонталиком, Задирой,
Клеточкой, героями моих математических книг, персонажами сказок,
загадками и скороговорками.
На фотографии: Педколлектив мини-школы «Знайка-М» (25 апреля 1998 года)
3 сентября 2004: Сегодня мини-школа открыла свой 15-й сезон
состоялась встреча с родителями. Все педагоги рассказали о своих предметах,
и 12 сентября 1-й день занятий. Мой день вторник.
1 октября 2004: Я стал победителем V Всероссийского Августовского
Интернет-педсовета-2004 -2004»), на котором в меру сил
пропагандировал шахматы как учебный предмет. Надеюсь, что это
обстоятельство дополнительно послужит на благо общеобразовательного
направления в шахматах.
2 ноября 2004: В работе очень важна отдача. Сегодня в мини-школе
«Знайка-М» мы смотрели два моих шахматных диафильма, ребята
сопереживали и помогали Юре, Клеточке, Весёлому Гномику. А после
занятий, ко мне подошла мама Кирилла и сказала: «Мой сын не засыпает без
Вашей книги «Удивительные приключения в Шахматной стране». Книга
гениальная спасибо Вам!» Ну, как после таких слов не работать!
На фотографии: Игорь Сухин в мини-школе «Знайка-М», апрель 2004, очередной выпуск мини-школы
12 апреля 2005: Москва: Сегодня телестудия НТВ-Плюс снимала мои
занятия с детьми 56 лет в мини-школе «Знайка-М» (19.00 19.40). Отснятые
сюжеты можно будет увидеть в пятницу 15 апреля по телеканалу
«Телевизионный Дамский Клуб» НТВ-Плюс, передача «Наши дети», где в
прямом эфире с 16.00 до 17.00 буду отвечать на вопросы ведущих. Впрочем,
не люблю, когда телевидение приходит на урок, так как каждое учебное
занятие это творческий процесс, таинство…
13 апреля 2005: Москва: Вчера операторы редакции НТВ-Плюс снимали
две мои группы: 5-ю и 6-ю (дети 56 лет). После занятий они взяли интервью
у Кати Назаровой и Ромы Соловьёва. На вопрос о самых нелюбимых фигурах
Рома забавно ответил: «Пешки. Их все съедают».
15 апреля 2005: Москва: Мой телеэфир на НТВ-Плюс (16.00 17.00)
прошёл неплохо. Ведущие хорошо подготовились к передаче, блеснув
качественными цитатами. Мне удалось рассказать о своём подходе к
шахматам, показать страницы книг, элементы методики. Один из звонков в
студию был потрясающим. Молодая мама из Пензы спрашивала, мол, может
мальчики умнее девочек, так как племянник уже освоил все ходы фигур, а
дочь, которая лишь немного младше племянника, всё никак. И лишь придя
домой и, просмотрев запись передачи, я обнаружил, что мальчику всего-то 1
год и 8 месяцев, а девочке 1 год и 4 месяца!!!!!
На фотографии: Трио педагогов мини-школы «Знайка-М» и родители замечательной 7-й группы у нас
все дети, родители и педагоги замечательные), 24 апреля 2005 года, очередной выпуск мини-школы; на
груди у И.Г.Сухина импровизированная медаль с трогательной надписью «Самому замечательному
учителю»
22 июня 2005: По предложению телеканала «Домашний» (рубрика
«Детская») завтра приму участие в съёмках очередного выпуска передачи.
Покажу технологические приёмы обучения шахматам детей 47 лет. Передача
должна выйти в эфир 29 июня.
23 июня 2005: Москва: Сегодня состоялась съёмка шахматного сюжета на
телеканале «Домашний» (17.15 17.45). Телеканал был любезен меня
обеспечили автотранспортом в обе стороны. Во время записи было немало
забавных минут. Например, микро-поединок моего кукольного помощника
Весёлого Горизонталика с ведущей Марией Тарасевич: будет жаль, если
смешные ситуации не войдут в смонтированный вариант. Те, кто
интересуется, как заниматься шахматами с дошкольниками, и почему эти
занятия необходимы малышам как воздух, могут включить телевизор в среду
29 июня в 13.30 («Детская»).
29 июня 2005: Шахматный сюжет на телеканале «Домашний» с моим
участием был показан с 13.50 до 13.57. Быть может, его повторят в воскресенье
утром? Я огорчён смонтированным сюжетом снова спорт заедает»), но
элементы методики были показаны терпимо.
На фотографии: Игорь Сухин в мини-школе «Знайка-М» (2003 год)
31 августа 2005: Сегодня в школе №444 состоялось собрание
педколлектива московской мини-школы «Знайка-М» (19.00-21.00). 2.09
пройдёт наша встреча с родителями, а 11.09 начало занятий. Мой день, как
обычно последние 15 лет, вторник.
На фотографии: Педагогический коллектив мини-школы «Знайка-М», апрель 2004, выпускной вечер;
слева направо: Игорь Георгиевич (шахматы), Галина Петровна (Развитие речи), Наталья Ивановна (директор),
Ирина Ивановна (Английский язык), Валентина Ивановна (Математика), Михаил Юрьевич (Логика), Алла
Семёновна (Рисование), Елена Константиновна (Ознакомление с музыкальным миром)
18 сентября 2005: Вчера провёл в «Знайке-М» консультации для родителей.
Папы, мамы, дедушки и бабушки новых старых) «знайковцев» мне
понравились видна их большая заинтересованность в развитии своих детей
и внуков. Атмосфера была благожелательной, поэтому общаться с родителями
мне было легко и радостно. Но страшно мало времени, всего по 35 минут на
подгруппу. У 75% семей есть выход в Интернет, но лишь четверо родителей
познакомились с фрагментом первого занятия, которое я специально для них
выложил в интерактивной среде 14 сентября.
Ход консультации для групп №1 и №2: Вначале немного рассказал о себе.
Затем рассказал о своём подходе, примерно так:
Не все знают, что шахматы как учебный предмет в России уже с 1994 года
в программе начальной школы! Шахматные программы с 1996 года
практически ежегодно печатаются в таком нормативном документе как
«Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы».
За последние два года были созданы сначала комиссия ДЮК РШФ
«Шахматы и образование» оторую я возглавил), а затем и отдельная
комиссия РШФ, сопредседателями которой стали Анатолий Евгеньевич
Карпов и Леонид Иванович Абалкин. В Министерстве образования РФ
впервые вышел специальный шахматный приказ №2211 «О развитии
шахматного образования в системе образования Российской Федерации», а в
10 общеобразовательных школах Северо-Восточного округа г. Москвы,
патронируемых А.Е.Карповым, стартовала Программа «Первый ход» (до
этого она охватывала только одну школу №234), в которой используются мои
шахматные учебники.
Давно борюсь за то, чтобы шахматы стали полноправным школьным и
дошкольным предметом. У нас в «Знайке-М» шахматы много лет
полноправный предмет, надеюсь, мне удастся добиться этого и в масштабах
всей страны. Иначе, зачем всё это? Ведь, шахматы для развития ребёнка
уникальны и бесценны! Но только при правильной технологии обучения.
Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука,
искусство и спорт. Мы же, говоря о шахматах для детей младшего возраста,
подразумеваем не столько игру как таковую, сколько продуманно
построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для
детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы не самоцель.
Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее
полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Поэтому мы выдвигаем следующий тезис: шахматы школьный и
дошкольный учебный предмет (включающий науку и искусство, но не спорт).
С этой точки зрения рассматриваем шахматы как чётко структурированную
систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих
заданий и дидактических игр.
Базой для создания учебного курса стали теория доктора психологических
наук П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а
также исследования доктора психологических наук Я.А.Пономарёва о
психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий.
Одна из обязанностей методистов перед обществом состоит в том, чтобы
публиковать в Интернете свои наработки. Поэтому в июне 2001 года создал
сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина»
(http://suhin.narod.ru), на котором поместил министерские программы, статьи
и большие фрагменты из книг. А в сентябре 2003 году для тех, кто осваивает
в семье, в детском саду и в начальной школе учебный курс Минобразования
РФ «Шахматы школе» выложил в интерактивную среду методический сайт
«Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни
пятёрки» (http://chess555.narod.ru).
Затем спросил: «Поднимите руки, у кого есть выход в Интернет?» У 75%
из примерно 25 присутствующих.
Мой следующий вопрос: «На шахматном сайте я недавно впервые дал 3
материала о шахматах в «Знайке-М». Кто читал их?» 1 человек.
Затем продолжил: Я планирую и дальше время от времени давать материалы
о ходе работы групп в Интернете, поэтому, мне важно знать, какова
потребность. А другую информацию обо мне легко найти в Интернете на
семейных и прочих сайтах, «Интернет-родители» никогда не ошибаются в
оценках методик.
Перед тем, вам как раскрыть немного свою методическую кухню, отмечу,
что, когда сам в 1980-е годы решил интеллектуально развить свои маленьких
дочерей, то столкнулся почти с полным отсутствием подходящей литературы.
Перечитав всё наиболее ценное в библиотеках, установил, что начиная
примерно с 4-летнего возраста детей нужно знакомить: а) с шахматами, б) с
речевыми играми (чистоговорки, скороговорки, викторины, даже простенькие
кроссворды), в) стихами и сказками с вопросами, загадками (сказки-загадки и
т.п.) Все подобные задания разработал сам, а затем каждую тему воплотил в
отдельную книгу. Данный подход дал фантастический результат: обе дочери
окончили школу с золотыми медалями. К настоящему дню старшая дочь
получила красный диплом в МГУ (факультет иностранных языков) и
преподаёт там же английский и немецкий языки и в 24 года защитила
кандидатскую диссертацию, а младшая на отлично учится в МГЛУ
(лингвистический университет, юридический факультет), куда поступили без
блата и без занятий с репетиторами, то есть бесплатно.
Здесь в «Знайке-М» веду только шахматы, поэтому самые ценные задания
по другим предметам можете посмотреть в моих книгах. Вернёмся к
шахматам. Работаю только по своим методикам и учебникам. Без ложной
скромности отмечу, что в мире нет другой такой шахматной технологии для
обучения дошкольников. Но эффективность технологтт половина успеха,
вторая составляющая правильная организация учебного процесса и контакт
с детьми. Работаю по своим двум базовым пособиям «Удивительные
приключения в Шахматной стране» и «Волшебные фигуры, или Шахматы для
детей 2 5 лет». Из первой использую сказочную часть и задания на
полномасштабной доске, из второй дидактические задания на фрагментах
доски. У нас примерно через урок в первый год чередуются сказочная часть с
доской 8 на 8 и игра с педагогом на фрагментах.
У меня практически каждый урок урок-театр со своими тайнами. Тайна
это очень важно! Не случайно в апреле 2005 года наши шахматные занятия
снимал канал ТВ+.
Первые 6 занятий мы проходим по одной главе книги «Удивительные
приключения в Шахматной стране» за урок с частичным решением «Загадок
из тетрадки». А дома родителям желательно прорешать с малышами хотя бы
часть этих заданий для закрепления материала.
Начиная с седьмого урока, через урок у нас игры педагога с детьми на
фрагментах доски из книги «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2
5 лет». Для закрепления возможностей каждой фигуры, на уроке провожу 3-
4 сеанса одновременной игры (не я, а Весёлый Горизонталик нарукавная
игрушка) мы разыгрываем простейшие положения. А дома желательно
разыграть остальные положения для каждой из фигур из книги «Волшебные
фигуры, или Шахматы для детей 2 5 лет», причём ребёнок не должен
проигрывать. После 7-го урока играете ладьями, после 9-го слонами, после
11 ферзями и т.д.
И ещё у нас есть рабочая тетрадь: «Шахматы, первый год, или Там клетки
чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1». Она заполняется
совместно ребёнком и взрослым, либо ребёнок ставит плюсы и минусы.
Тетрадь ребёнок может приносить на уроки, и я ставлю отметки контроль
важен. Не обязательно приносить тетрадь на каждый урок, а только тогда,
когда им сделаны новые задания. Если не успели, сделаете позже,
комплексовать не следует.
А самое главное: объяснил, как играть в шахматы на улице, во дворе без
шахматных фигур тут есть маленькая методическая тонкость!!!
Это шахматы. Теперь коротко о нешахматных подходах, которые могут
помочь развить ребёнка:
1. Специальные загадки: пример, где ответ спрятан в конце. Почему-то
другие авторы мало используют данный приём, а он необычайно важен:
Кто сидит у окошка?
Кто родился первого июля?
Кто забрался под диван?
(Из пособия «Новые 500 загадок 70 кроссвордов»
http://suhin.narod.ru/zag1.htm)
2. Сказки-загадки: суть в том, что ребёнок должен знать основные стихи и
народные сказки и отвечать на вопросы определённого рода.
Так в пособии «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для
дошкольников и младших школьников» http://suhin.narod.ru/zag2.htm) в разделе
«Приключения гномов в тридевятом государстве» 3 гнома путешествуют по
народным сказкам, некоторые из которых переделаны нужно указать
ошибки. Это легко, но важно. Вот одно из типичных заданий:
«Есть много сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались
в таких словах: БАРАНКА, ИКОТА, ВОЛКОДАВ и т.п.»
Отсюда же некоторые герои сказки написаны с ошибками, пусть дети
правильно назовут героя: БАБА БЯКА, ЖАР-МУХА, СИВКА-МУРКА и т.д.
3. Тематические литературные викторины и кроссворды Волшебные
слова, Волшебные средства и др.
Пример, кто говорил такие слова: «По щучьему веленью, по моему
хотенью…», «Лети, лети, лепесток…». И т.д.
(Из пособия «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все»
http://suhin.narod.ru/vic4.htm).
А также викторино-кроссворды, составленные по одному произведению
(стихотворению). Они составлены только по одному известному
произведению, принцип вспомни рифму, пример «Стыдно старому
реветь, ты не заяц, а ». Ребёнок говорит вам ответ, а вы вписываете ответ в
клетки. Ребёнок следит за процессом и быстрее захочет научиться читать и
писать сам. Мои дочери уже в 45 лет сами вписывали буквы, иногда
зеркально, иногда неправильно это не страшно. (Примечание: А внучка Лиза
уже в пять с половиной лет стала бегло читать).
(Из пособия «Литературные кроссворды для дошкольников и младших
школьников» http://suhin.narod.ru/zag5.htm).
4. Чисто речевые игры: чистоговорки и скороговорки.
Сейчас много книг по развитию речи, но нигде определённый звук не
выделяется чисто. Кроме, как, например, здесь «Весёлые скороговорки для
непослушных звуков» http://suhin.narod.ru/skor1.htm)
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Это лишь одна из наших авторских находок, здесь в КАЖДОМ слове только
один проблемный звук (Щ). У других авторов такого подхода не встречал.
Такие тексты очень трудно придумывать (ещё чтобы не было сонорных Л и Р,
как в тексте с Кощеем.
А вот примеры на звук С: «У соседа домоседа сосед непоседа, у соседа
непоседы сосед домосед» и «У Сысоя усы от носа до пояса».
(Из пособия «Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук «С»
http://suhin.narod.ru/log1.htm).
5. Обязательно читать детям-москвичам много стихов, в том числе о
Москве, ведь сейчас в школе проблемный предмет Москвоведение. Плюс
викторины. Это всё есть, например, в сборниках «Москва в стихах для детей»
http://suhin.narod.ru/vic2.htm и «Стихи о Москве для учителей и учеников»
http://suhin.narod.ru/vic3.htm).
6. Занимательная математика. В РФ на эту тему сейчас очень мало
оригинальных работ. Таких, как в книге «800 новых логических и
математических головоломок» http://suhin.narod.ru/mat1.htm и др.
Ход консультации для групп №3 и №5 (второй год обучения, коротко):
Частично рассказал о том же, что и первому потоку, не буду повторяться. В
группе №5 выделялась Полина Волович.
Базовые пособия второго года обучения:
Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для
четырёхлетней начальной школы, второй год обучения. Обнинск: Духовное
возрождение, 2003. Большой формат, переплёт, цвет. ил., 160 с.
Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Обнинск: Духовное возрождение,
2004.
Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 1.
Издательство «Духовное возрождение» бнинск), 2004, 32с.
Но сначала у нас повторение:
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны:
Тетрадь для проверочных работ» (32 с.).
Рассказал также «Смешные случаи в «Знайке-М»
1. Рассказывал четырёхлетним детям 2 декабря 2003 года, что моя старшая
дочь Лена раньше сама выпускала рукописные газеты «Наша дача», «В мире
животных», шахматную «Каисса». Вот такие (показал). И тут Настя Шапиро
говорит:
Вообще, у УЧИТЕЛЁВ не бывает своих дочек!
Гениально сказано. И логично, ведь с точки зрения ребёнка, если бы были
свои дочки, то и занимался бы с ними, а не с чужими!
2. Дома папа показывал Никите диафильм. Затем Никита сказал:
Папа, ты пропустил кадр.
Папа разозлился и выбросил фильмоскоп в окно (Товарищи родители, не
берите пример с такого папы, сохраняйте выдержку).
3. На вопрос о самых нелюбимых фигурах Рома Соловьёв забавно ответил:
«Пешки. Их все съедают».
Рассказал родителям, что в первый год обучения дети не должны
проигрывать. Бывают такие принципиальные папы нередко), которые
принципиально не поддаются детям. Им я говорю: «И не надо поддаваться,
берите себе одного короля, а ребёнку полный комплект фигур! Это будет
честная игра!»
Напоминаю замечательную фразу героя В.Драгунского. Дениска Кораблёв:
«Ещё я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы
обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо».
Ещё объяснил, что ни в коем случае нельзя говорить сыну: «Ты плохой
мальчик». Следует говорить: «Ты просто поступил плохо». Обязательно
различайте поступок ребёнка и его личность известная педагогическая
аксиома.
И ещё на консультации коснулся вкратце многих важных тем, например, как
заниматься с «шустриками» и как с «мямликами» то есть в книге
«Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 5 лет»), как дети
воспринимают шахматную доску, можно ли детям смотреть телевизор,
полезны ли мультфильмы (только советские, а западные, в том числе и
диснеевские, имеют огромный уровень подсознательной агрессии) и т.д. и т.п.