|
Когда мы рассказывали об особенностях машинного способа решения сложных
задач, об уровне моделирования с помощью машины сложных форм интеллектуальной
деятельности, мы обращались к помощи шахмат. Но игра в шахматы — прекрасный
объект и для собственно психологических экспериментов. И дело не только
в отмеченной уже выше сложности шахматной деятельности, которая ставит
человека в условия неопределенной среды и требует от него решения творческих
задач. Дело еще и в том, что для шахматиста высокой квалификации игра
в шахматы — это деятельность, глубоко, иногда целиком, захватывающая
его личность. В связи с этим решение шахматной задачи для шахматиста
приобретает огромный интерес и вызывает полное напряжение всех его интеллектуальных
сил. Другие проблемные ситуации в опытах по психологии мышления далеко
не всегда могут вызвать у человека хотя бы приближенно такое интеллектуальное
напряжение. Одна из экспериментальных позиций типа «Найдите лучший ход» изображена на рис. 2. В этой позиции испытуемый, играющий за белых, должен найти следующую выигрывающую комбинацию: 1. Ф b3: е6+ Kpf7:e6 Задачу решали испытуемые трех ступеней шахматной квалификации: 1) кандидаты в мастера, перворазрядники с кандидатскими баллами, 2) шахматисты, имеющие второй, третий разряды, 3) лица, не имеющие спортивной квалификации. Представители первой группы не испытывали никаких трудностей в решении задачи, она не выступала для них как проблемная и решалась некоторыми шахматистами в течение нескольких секунд. Во второй группе задачу решали с трудом, после целого ряда попыток, время решения растягивалось иногда до получаса. И наконец, для новичков задача представлялась в некоторых случаях вообще неразрешимой. Цель эксперимента — выяснить характер и механизмы формирования вариантов
стратегии у человека, решающего проблемную задачу. С этой точки зрения
наиболее интересна вторая группа испытуемых, т. е. шахматисты, решающие
задачу посредством выработки целого ряда вариантов. Это наиболее типичная
разновидность деятельности по решению задач. Лишь получив некоторые сведения о свойствах фигур, испытуемые намечают план действий (например, Лd1 — d6, с тем чтобы взять пешку е6), но оказывается, что этот вариант не подходит. Испытываются и отвергаются другие варианты. И хотя эти попытки, пробы неудачны, они небесполезны. Они служат источником сведений о тех свойствах элементов, которые необходимы для решения задачи и которые вначале были скрыты от испытуемого. Если соотнести найденную комбинацию с ходом решения, то можно обнаружить, что почти все нужные для решения свойства фигур найдены в предшествующих попытках. |
Однако изложенная методика эксперимента не позволяет в полной мере раскрыть структуру познавательной деятельности человека в процессе решения сложной задачи. По самоотчету и регистрации попыток решения можно судить лишь о некоторых результатах мыслительного процесса — о том, что отчетливо осознает испытуемый, а именно о самом варианте решения. Но существенные моменты получения информации об элементах задачи протекают, не будучи осознаваемы человеком. Как выявить, зарегистрировать этот не осознаваемый испытуемым микропроцесс получения информации? На помощь экспериментаторам здесь приходит киносъемка и другие виды регистрации движения глаз человека в тот момент, когда он анализирует шахматную позицию. Этим способом можно исследовать решение лишь некоторых видов мыслительных задач. К ним относятся главным образом задачи, условия которых даны в плане
зрительного восприятия; важнейшим моментом их решения служит зрительный
анализ свойств элементов, их взаимного расположения. Такого рода наглядную
ситуацию представляет собой и шахматная позиция. Поэтому здесь и применима
кинорегистрация движения глаз. Техника киносъемки проста: в одной из
центральных клеток доски делается окно для объектива киносъемочного аппарата,
глаз испытуемого освещается специальной лампой.
Точки фиксации глаз и соответственно маршруты их движения на рис. 3 располагаются в довольно ограниченном районе доски. Около некоторых полей группируется по нескольку точек, между этими полями видны повторные движения. С другой стороны, имеются довольно значительные районы доски, в которые центр глаза вообще не заходит. Скопления точек и пересечения маршрутов движения глаз в основном соответствуют функционально значимым пунктам позиции. Например, множество точек фиксации есть в районе черного короля f7, белого ферзя b3, белого слона а6. Характерно, что словесный отчет испытуемого в основном согласуется с зафиксированными на рисунке функционально значимыми пунктами позиции. Испытуемый говорит: «...неясно: то ли жертва Лd7 : e7+, то ли Фb3 : е6+»... После непродолжительного раздумья: «Наверное, 1. ФbЗ : е6+ и 2. Са6—с4+ решает. Может быть, мат».
На рис. 4 точки фиксации глаз равномерно распределяются по всей доске.
Характерен и словесный отчет испытуемого, в котором дается лишь самая
общая оценка позиции: «Позиция белых выиграна». |
В среднем время фиксации на одной точке у опытного шахматиста равно 0,24 секунды. За это время шахматист может отразить несколько полей доски, оценить находящиеся на этих полях фигуры и выработать стратегию дальнейшего осмотра доски. Это дает основание предполагать, что постепенно в процессе практики шахматист приобретает способность к одномоментному оперированию несколькими элементами ситуации. Роль многоканального отражения элементов ситуации еще более возрастает, когда ситуация анализируется с целью решения задачи. При этом существенно увеличивается площадь оперативного поля зрения, т. е. площадь, на которой глаз может одновременно отразить несколько предметов. Такое расширение оперативного поля зрения в процессе решения задачи можно объяснить, по-видимому, тем, что испытуемый в этом случае стремится с самого начала ограничить район сбора информации и наиболее рациональным образом вычленить те элементы ситуации, которые могут иметь отношение к поставленной проблеме. Шахматная позиция представляет собой совокупность разобщенных друг
от друга элементов (так называемую дискретную совокупность). Поэтому
в процессе ее анализа возрастает деятельность по установлению связей
между элементами. Это определяет и роль многоканального отражения. Ведь
информацию об отдельных элементах можно получать последовательно, т.
е. одноканально, но связь между ними будет установлена лишь тогда, когда
они отражены, зафиксированы в одном поле.
В ходе экспериментов выявился следующий факт, который может представлять определенный психологический интерес. Некоторые из наших испытуемых в первый момент после того, как им была предъявлена экспериментальная позиция, заявляли, что они ничего не помнят. Затем, спустя несколько секунд, фигуры одна за другой начинали всплывать в сознании испытуемого, пока предложенная позиция не восстанавливалась довольно полно. Так, после момента провала один из испытуемых констатирует, что у белых атака на короля. Выделив таким образом основную точку позиции, шахматист воссоздает ее элемент за элементом, причем процесс восстановления отражает взаимодействие элементов позиции. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что в то время, когда испытуемый
«ничего не помнит» (в период провала), осуществляется некоторый процесс,
сущность которого состоит в организации элементов. Следует отметить, что решение задачи на основе воспроизведения позиции в представлении наблюдалось далеко не у всех наших испытуемых. Возникает вопрос: представляет ли это явление специфическую форму интеллекта, свойственную определенным людям, или это есть некоторая стадия, фаза развития шахматного мышления, высшая стадия которого — непосредственное, мгновенное решение задачи в течение данного экспериментального времени, без перевода процесса в план представления? Для ответа на этот вопрос также необходимо специальное экспериментальное исследование. Здесь имеет значение тот факт, который обнаружился в ходе опыта: шахматист тем легче и полнее схватывает экспериментальную позицию, чем выше его мастерство. Так, мастер, потерявший форму, за 10 секунд смог воспроизвести лишь отдельные и очень немногие элементы позиции. Особенно отчетливо разница в схватывании позиции проявлялась в тех случаях, когда позиция предъявлялась на свободное время. В зависимости от уровня развития шахматного мышления длительность решения колебалась в пределах 25—114 секунд. Значение схватывания, непосредственного «видения» позиции свидетельствует
о том, что механизм шахматного мышления существенно иной, чем он представляется
кибернетикам. Поэтому, чтобы «научить» машину человеческому способу
игры в шахматы,необходимо прежде всего смоделировать именно это «видение».
Материал этот говорит еще и о том, что подготовка молодых шахматистов
сейчас осуществляется несколько односторонне. Подготовка сводится к разъяснению
различных вариантов игры, дебютов и типичных, наиболее рациональных продолжений,
к разбору комбинаций и партий. В настоящее время не существует специально
разработанных методик тренировки той способности быстро видеть смысл
любой позиции, схватывать существенные связи между ее элементами, которая
характеризует больших мастеров шахмат. Полученные в ходе экспериментов данные позволяют судить о тех способах получения информации, которые существенно отличают решение задач человеком от работы кибернетической машины. Основной вывод из этих материалов состоит в том, что перебор вариантов
не только не является единственной формой мыслительной деятельности в
шахматах, но само возникновение той или иной совокупности вариантов обусловлено
некоторой предшествующей деятельностью по сбору информации об элементах
шахматной позиции. Деятельность эта не осознается испытуемым, и первое,
что всплывает в его сознании,— это уже сложившийся вариант, определенная
последовательность ходов. Вместе с тем именно деятельность по сбору информации
определяет тот отмеченный К. Шенноном факт, что из всего огромного числа
возможностей избирается для дальнейшего опробования лишь несколько вариантов. |
См. также
В.Н.
Пушкин Шахматы — пробный камень моделирования мышления