genesis
  шахматы и культура


все публикации

   

Дмитрий Зубарев, Маргарита Павлова

 

ОБ ОДНОМ АНОНИМНОМ НЕКРОЛОГЕ ФЕДОРА СОЛОГУБА

 

 

В августе 2008 г. в Интернет-рассылке «Шахматы. Прошлое и настоящее» ( http://content.mail.ru/arch/17070/2253994.html ) был размещен анонимный некролог Федору Сологубу, опубликованный в январе 1928 г. в журнале «Шахматы» и более 80 лет остававшийся неизвестным библиографам, филологам и любителям поэзии.

 

 

"Шахматы" январь, 1928
[ + ]

 

Появление некролога в таком специальном издании между тем не вызывает удивления. Любовь к игре в шахматы — известный факт биографии Сологуба, о котором нередко упоминают мемуаристы. В поздние годы его шахматными партнерами были художник Вениамин Павлович Белкин (1884–1951) — сосед по квартире на Ждановке (д. 3/1, кв. 22),1 а в летние месяцы, которые он проводил в Детском Селе (ул. Колпинская, дом № 20, кв. 2), — Р. В. Иванов.2

 

Сологуб
Федор Сологуб

 

В архиве Сологуба сохранились многочисленные вырезки из газет с шахматными задачами, большинство их наклеено на оборотах карточек с авторской библиографией3 или набросками произведений (обычно для этой цели он разрезал бывшие в употреблении школьные тетради). В описании личной библиотеки Сологуба значится книга, пользовавшаяся популярностью и неоднократно переиздававшаяся: Жак Дюфрен. Руководство к изучению шахматной игры с шестого нем. изд. и Эммануил Ласкер. Здравый смысл в шахматах, 12 лекций, читанных в Лондоне (Пер. с англ. Э. С. Шифферса. СПб., 1897. 301 с.).4

     О своем увлечении Сологуб писал:

Я в шахматы люблю играть,

Хоть бестолково я играю:

Игру мне скучно изучать,

И я теории не знаю.

 

Мои партнеры не сильны,

Играют в шахматы, как в карты,

И никакие не страшны
Мне в строгих шахматах азарты.

1 мая 18905

 Игра в шахматы — не слишком заметный, но вместе с тем запоминающийся мотив в прозе Сологуба, с его помощью он привносит в образы героев дополнительные штрихи: подчеркивает способность или неспособность к логическому мышлению; характеризует душевное состояние, как, например, в описании шахматного поединка в романе «Тяжелые сны» (1896): поглощенный сложными переживаниями, Логин проигрывает Анне партию (гл. 20), а вслед затем терпит поражение и в их нравственном поединке. (Представляется небезынтересным в будущем проследить функционирование в текстах Сологуба мотива игры в шашки и шахматы, в сравнении с мотивом карточной игры6).

Публикация некролога Ф. Сологуба в журнале «Шахматы», таким образом, не представляется случайностью; об этом свидетельствует и само издание, в котором он появился.

Журнал «Шахматы» ежемесячно выходил в Москве в годы НЭПа (июль 1922 — декабрь 1929). Это было частное издание; его редактором и издателем был известный московский шахматист, журналист и историк шахмат Николай Иванович Греков (1886–1951).7 В журнале помещались партии международных и российских турниров с комментариями выдающихся шахматистов, в том числе эмигрантов — Александра Александровича Алехина (1892–1946),8 Ефима Дмитриевича Боголюбова (1889–1952),9 Арона Исаевича Нимцовича (1886–1935),10 статьи по теории, истории и психологии шахмат, новые задачи и этюды, рецензии на новинки шахматной литературы, хроника.

Помимо высококачественной шахматной информации, журнал публиковал немало литературных материалов. Среди печатавшихся там литераторов (в основном москвичей) необходимо, прежде всего, назвать поэта-переводчика, члена Московского Лингвистического Кружка Владимира Ильича Нейштадта (1898–1959).11 В 1927 г. он напечатал в журнале несколько содержательных рецензий на книги по истории шахмат, включающих результаты его несобранных литературно-исторических изысканий (1927, № 6, с. 131–133; 1927, № 9, с. 198–199), в 1929 г. — большую статью «Контроль времени в шахматах» (1929, № 5, с. 91–94; № 6, с. 111–113); ему также принадлежит интересная мистификация — серия «репортажей» о матче на первенство мира между А. Алехиным и Х. Р. Капабланкой,12 проходившем в далёкой Аргентине, и о некоторых других событиях зарубежной шахматной жизни. Все «репортажи» были написаны от лица вымышленного русского журналиста-эмигранта Вяч. Рахманова (1927, № 3, с. 52–53; 1927, № 4, с. 70–72; 1927, № 5, с. 98–100; 1927, № 8, с. 161–163; 1927, № 12, с. 247–250; 1928, № 9, с. 189–191) — в Словаре псевдонимов русских писателей и общественных деятелей И. Ф. Масанова псевдоним не раскрыт.

Часто печатался в журнале Александр Иосифович Гербстман (1900–1982),13 тогда молодой филолог, ученик Валерия Брюсова, а в будущем — доктор филологических наук, выдающийся шахматный композитор и плодовитый шахматный литератор. Известный поэт, драматург и театровед Владимир Михайлович Волькенштейн (1883–1974) поместил там статью «Эстетика шахматной игры» (1928, № 2, с. 30–33); редакция, представляя его как шахматиста, сообщила, что он «играет в силу первой категории». Из поэтов чаще всего в «Шахматах» печаталась Нина Подгоричани (наст. Имя: Нина Михайловна Подгоричани-Петрович), в журнале появились четыре ее стихотворения на шахматные темы («Гимн пешек», «Тамерлан» — 1927, № 9, с. 182; «Над шахматной доской» — 1928, № 2, с. 33; «Золотая игра» — 1928, № 4, с. 77). Подробные сведения о личности этой загадочной поэтессы-графини можно найти в материалах к биографии Нины Петровны Оболенской (Хабиас), опубликованных В. Нехотиным.14 Там же имеются сведения о готовившемся ею к печати во второй половине 1920-х гг., но так и не вышедшем в свет стихотворном сборнике (судя по названию — «Восьмая горизонталь» — несомненно, на шахматную тему). Одно стихотворение — «Шахматы» (1928, № 6, с. 112) напечатал московский поэт-неоклассик Николай Николаевич Минаев (1893–1967).15

Журнал следил за историко-литературными новинками, перепечатывая из них материалы на шахматные темы. Так, заметка «Пушкин и шахматы» (1928, № 5, с. 110) включает фрагменты из тогдашнего бестселлера — книги В. Вересаева «Пушкин в жизни» (1925–1926).

В 1928 г. две статьи опубликовал в журнале выдающийся публицист, историк и библиограф Ферапонт Иванович Седенко (1886–1938), его обычный псевдоним — Петр Витязев.16 Первая статья, написанная на специальную тему «Психологические типы шахматистов (психология поражения)» (1928, № 2, с. 25–29) до сих пор переиздается в шахматных сборниках.17 Вторая его статья «А. Н. Пыпин и В. С. Соловьёв как шахматисты» (1928, № 10, с. 222–224) носит историко-литературный характер. Помимо публикации фотографии знаменитых русских ученых за шахматной доской и комментирующей снимок семейной переписки, она содержит перечисление и характеристику «шахматных» тем в творчестве Андрея Белого (в поэме «Первое свидание» и романе «Москва).

Однако знакомство Витязева с редактором «Шахмат» Н. И. Грековым и помощь ему в собирании материалов для журнала начались значительно раньше 1928 г. Являясь с 1918 по 1926 г. руководителем крупнейшего московского частного издательства «Колос», он печатал там и книги по шахматам, привлекая в качестве авторов и переводчиков и самого Грекова, и многих авторов его журнала. Из обширной переписки Витязева с Р. В. Ивановым-Разумником18 выясняется, что именно Витязев еще в 1925 г. передал Федору Сологубу просьбу журнала написать статью на шахматную тему. В свою очередь 7 сентября 1925 г. Иванов-Разумник сообщал ему: «Ф. Сологуб готов написать для „Шахмат“ статью „В чём очарование шахмат“ страницы на 2–3. Р. Иванов не может написать статью „Русские писатели и шахматы“ (времени ни минуты!), но думаю, что такую статью прекрасно напишет поэт Вл. Пяст, который, к слову сказать, за всё время закончившегося вчера турнира-чемпионата вёл обширный обзор его в „Вечерней Красной газете“»,19 через три недели (24.09.1925) ему же: «Передайте „Шахматам“ мой совет: если они хотят получить статью от Сологуба (он отнёсся с интересом к теме „В чём очарование шахмат“), то пусть за 3 страницы, которые он напишет, вышлют ему авансом 30 рублей. Я его знаю: он тогда сочтёт себя обязанным немедленно сесть за статью и прислать её. А то может прособираться очень долго».20

17 октября 1926 г. (почти через год после переговоров Иванова-Разумника и Витязева) Н. И. Греков писал Сологубу:

 

«Глубокоуважаемый Федор Кузьмич! По совету Ф. И. Витязева обращаюсь к Вам с просьбой написать для „Шахмат“ статью „В чём очарование шахмат“.

Я вполне учитываю огромное значение статьи о шахматах, которая была бы написана Вами. Такая статья будет тем более интересна и важна, что сущность красоты шахматного искусства, — и, быть может, тем самым сущность шахмат — никогда не были схвачены никем…

Прошу Вас не отказать подтвердить Ваше согласие написать статью и указать, когда я могу рассчитывать получить ее.

Одновременно перевожу в оплату статьи 25 руб.

С искренним, глубоким уважением редактор «Шахмат» Н. Греков

(на бланке журнала «Шахматы»).21


 

Статья Сологуба в «Шахматах» так и не появилась, вместо нее в первом номере журнала за 1928 г. был напечатан некролог (с. 22–23).

 

Федор Сологуб

Скончавшийся 5 декабря 1927 г. Федор Кузьмич Сологуб был большим любителем шахматной игры еще с юных лет. В библиотеке его, кроме довольно значительной «шахматной полки», хранился ряд конвертов с вырезками из газет, — особенно из «Нового Времени» 90-х и 900-х гг., когда шахматным отделом в этой газете заведовал М. И. Чиго­рин.22 В «Литературных Приложениях» к журналу «Нива» 900-х гг.23 не один раз встречалась фамилия Сологуба среди решивших задачи шахматного отдела.

Партия в шахматы — была почти ежедневным отдыхом и удовольствием покойного писателя; с еще большим удовольствием рассматривал он партии крупных мастеров, среди которых особенно выделял он Алехина,24 считая его игру — пределом постижения самодовлеющей жизни мира шахмат (см. ниже мысли Сологуба — «В чем очарование шахмат?»). Сам Ф. К. Сологуб был по силе игроком, вероятно, 2-й — 3-й категории.

По предложению редакции «Шахмат» Ф. К. Сологуб в последний год жизни собирался написать небольшую статью под заглавием «В чем очарование шахмат?». Тяжелая болезнь, приковавшая его к постели почти с самого начала 1927 г., помешала ему выполнить это намерение; но статья была уже вполне готова «в голове», и он несколько раз говорил знакомым, тоже интересовавшимся шахматами, об ее содержании:

Очарование шахмат — в законах самодовлеющего мира.

Когда-то, лет 20 тому назад, я написал (говорил Ф. К. Сологуб) строки:

И кто мне помешает
Воздвигнуть все миры,

Которых пожелает

Закон моей игры? 25

Один из таких миров давно уже воздвигнут, и это — мир шахмат. Законы этого самодовлеющего мира имеют свою столь строгую меру, что человек, входящий в этот мир, должен уметь проникнуться ими и войти в жизнь фигур этого особого мира. Плохой игрок думает, что это он «ходит» фигурами — и только разводит путанную канитель на доске. В газетах объявлено, что идет кинофильма «Ход конем»; вот эта шахматная безграмотность и типична для плохого игрока. Хороший игрок знает, что нет «хода конем», а есть «ход коня», абсолютно обязательный в том или ином положении; игрок должен его сделать. Один из примеров — 9-й ход в знаменитой партии Алехина — Видмар Карлсбадского турнира 1911 г.26 (Партию эту Сологуб очень любил; вырезанная из газеты, она лежала у него в особом конверте.) Плохой игрок в этом положении не сумел бы войти в законы самодовлеющего мира шахмат и сделал бы какой-нибудь нелепый «ход конем»,27 например: 9. КсЗ : е4 Фе8 : е4 10. d2–d3 и т. п.; гениальный молодой Алехин настолько вошел в законы самодовлеющего мира, что нашел единственно правильный «ход коня»: 9. Kg4–h6+! Вот в этом умении понять жизнь и логику особого мира, в этой ее самозамкнутости и особен­ности — и заключается очарование шахматной игры. Для нас же, профанов и любителей, очарование это доступно через изучение партий гениальных мастеров, через которые мы только и постигаем особую жизнь шахматной доски.

 

 

 

Из текста некролога следует, что его автор: во-первых, в последние годы жизни входил в ближайшее окружение Сологуба; во-вторых, знал его личный архив (через месяц после смерти — в январе 1928 некролог уже опубликован!); в-третьих, хорошо разбирался в шахматах.

Всем этим атрибуциям отвечает только один человек — Иванов-Разумник. В 1920-е гг. он был постоянным шахматным партнером Сологуба, будучи его непосредственным соседом по квартире в Детском Селе. В январе 1928-го вместе с Д. М. Пинесом он разбирал архив Ф. Сологуба28 перед передачей в Пушкинский Дом. При этом сам Иванов-Разумник был знатоком шахматной игры («полуразвлечение-полуискусство… до сих пор люблю его как отдых»); примечательный факт: в 1933 г., находясь в Ленинградском ДПЗ, он «восстановил в памяти ход за ходом всю первую партию из матча Алехин-Капабланка»;29 известно также, что «При Вольфиле существовал Шахматный клуб, во главе которого стоял математик А. А. Чебышев-Дмитриев».30 Среди бумаг Иванова-Разумника сохранилась рукопись «Шахматные этюды» (1925),31 а также брошюра «Теория шахматной игры» (недатированная беловая рукопись рукой Варвары Николаевны Ивановой).32

Подтверждение высказанной гипотезе обнаружилось и в переписке Иванова-Разумника. В частности, 20 декабря 1927 г. Николай Иванович Греков обращался к нему с просьбой: «Многоуважаемый Разумник Васильевич! Мне желательно было бы дать в «Шахматы» заметку о Ф. К. Сологубе, как о шахматисте. Не напишите ли Вы такую заметку или, если бы это было для Вас нежелательно, не откажите сообщить материал о Ф. К., как о шахматисте, для надлежащей заметки. Хорошо бы получить от Вас материал еще в конце декабря (для № 1)».33

Несомненным доказательством авторства Иванова-Разумника служит также содержание незаконченной статьи Ф. Сологуба «В чем очарование шахмат», основные мысли которой пересказаны в некрологе. Статья записана в отдельной тетради (текст занимает три страницы), к ней подложены вырезки из газет за 1892–1908 гг. с шахматными партиями, преимущественно из газеты «Новости и Биржевая газета».34

 

 

Федор Сологуб

 

В ЧЕМ ОЧАРОВАНИЕ ШАХМАТ

 

Очарование шахмат совершенно своеобразно, и если его сравнивать с очарованиями жизненных отношений, игры, искусства, науки, то всякому бросающемуся в глаза сходству начинает исподтишка противоречить таящееся, но существенное несходство.

[Любовь, роковой поединок двух душ? Полюбил деву Каису,35 и жажду обладать ею? Дева смеется, — ею никто не обладает, все ее избранники терпят горькие разочарования, и, что страннее всего, она, столь<ко> раз побежденная, отдававшаяся многим, всемирно ею прославленным, остается девственницею, не выдает своего последнего секрета, и, как девочка, играет с куклами, она, резвая, играет, забавляясь неистощимостью комбинаций.

По правде сказать, она — дрянная девчонка и большая озорница. Соскочив с брачного ложа, она складывает пальчики в четыре ладьеобразные кукиша и сует их под нос ошеломленному внезапною изменою вчерашнему победителю.

Борьба, руководимая жаждою превосходства и победы? Когда-то, в былые времена, во времена младенческого состояния шахматов <так!>, могло это прельщать. Но не видим ли мы теперь, что всякая победа наперед опорочена, и каждому счастливому победителю уже готовится соперник, победитель завтрашнего дня. Если бы Наполеоны знали, что их блистательные пути завершаются на уединенном острове,36 заброшенном среди океана, кто пожелал бы взяться за ремесло Наполеонов?

Работа ума и воображения, способная овладеть вниманием? одна из многочисленных специальностей? Всему научиться можно, но научиться шахматной игре — какая праздная мечта! Знай это дело лучше всех в мире, и это не охранит от какой-нибудь случайной, но блистательной комбинации противника.]

Казалось бы, что шахматная игра — борьба двух противников. Каждого из них, как и во всякой борьбе, прельщает возможность одолеть другого, одержать победу, проявить свое интеллектуальное превосходство. Цель всякой борьбы — победа. Поэтому, без крайней необходимости, слабейший не вступит в борьбу с более сильным.

Но в шахматах мы видим не совсем то. Правда, на вершинах шахматного мира мы видим это стремление к победе, к первенству. Но ведь есть же теперь и такое мнение, что шахматные гроссмейстеры и чемпионы портят игру. И кто может с уверенностью сказать, что Капабланка лучше играет, чем Ласкер?37

 

 

 

Статья была заказана журналом в преддверии 1-го московского международного шахматного турнира, проходившего в столице с 10 ноября по 8 декабря 1925 г. и широко освещавшегося в прессе. Ежедневно московские и ленинградские газеты печатали подробные репортажи о ходе поединков и помещали на своих страницах многие партии. В журнале «Шахматы» предстоящий турнир был в центре внимания еще за месяц до его открытия. Сологуб, несомненно, следил за подготовкой и дальнейшим развитием событий. Его статья обрывается на вопросе, который в те дни можно было встретить у многих шахматных аналитиков, Е. Д. Боголюбов, например, вынес его в заголовок: «Капабланка или Ласкер» (Шахматы, 1925, № 10, с. 174–176). Примечательно, что именно Боголюбов в результате занял на московском международном турнире 1-е место, опередив на два очка чемпиона мира Капабланку и на полтора очка экс-чемпиона мира Ласкера.

Несмотря на то, что статья Сологуба «В чем очарование шахмат» осталась незавершенной (как и большинство произведений, создававшихся в период предсмертной болезни или накануне, она не учтена в авторском библиографическом указателе к прозе38), его главная мысль о действующих в шахматной игре законах самодовлеющего мира высказана в ней со всей определенностью; ее можно рассматривать как авторский комментарий к стихотворению «Не я воздвиг ограду…», что позволяет увидеть в семантике этого текста новые и неожиданные смыслы.

В заключение остается ответить на последний вопрос: почему автор некролога предпочел анонимную форму публикации? Возможно, так решил сам Иванов-Разумник («…совсем погиб бы в переводах...шахматных книг»39), а, возможно, это было решение редакции, знавшей о неблагонадежной репутации автора.

 

_______________________

1 В письме А. С. Ященко от 2 мая 1922 г. из Петрограда в Берлин В. П. Белкин сообщал о Сологубе: «…живёт у нас…Со мною он иногда играет в шахматы» (Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин 1921–1923. По материалам Архива Б. И. Николаевского в Гуверовском институте. Париж: YMCA-Press, 1983. С. 267).

2 Е. Данько вспоминала: «Однажды в Детском я пришла к Разумнику Васильевичу и застала у него Сологуба. Они играли в шахматы» (Данько Е. Я. Воспоминания о Федоре Сологубе. Стихотворения / Вступ. статья, публ. и комментарии М. М. Павловой // Лица: Биографический альманах. М.; СПБ, 1992. Вып. 1. С. 206).

3 РО ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 1. Ед. хр. 543─545.

4 Шаталина Н. Н. Библиотека Ф. Сологуба. Материалы к описанию // Неизданный Федор Сологуб. М.: Новое литературное обозрение, 1997. С. 457.

5 Письма Ф. Сологуба к О. К. Тетерниковой / Публ. Т. В. Мисникевич // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1998–1999 год. СПб., 2003. С. 235.

6 О мотиве карточной игры см.: Спроге Л. В. «Закон игры» в «Мелком бесе» Федора Сологуба // Филологические чтения. Даугавпилс: «Saule», 2002. С. 47–58.

7 См. о нем: Шахматы: Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.С. 90. — Далее все отсылки на это издание даны сокращенно: ШЭС, с указанием страницы.

8 Там же. С. 12–15.

9 Там же. С. 41.

10 Там же. С. 271.

 

 11 Там же. С. 268.

12 Капабланка-и-Граупера (1888–1942; исп. Capablanca-y-Graupera Jose Raul) — кубинский шахматист, третий чемпион мира по шахматам (с 1921 по 1927), дипломат (см.: ШЭС. С. 146–147). Легендарный матч Алехина и Капабланки, в котором Алехин победил и стал четвертым в истории шахмат чемпионом мира, проходил с 16 сентября по 29 ноября 1927 г. в Буэнос-Айросе (см.: ШЭС. С. 15).

13 Там же. С. 83.

14 Нехотин ВВ. Материалы к биографии Н. П. Оболенской (Хабиас) // Н. Оболенская (Хабиас). Собрание стихотворений / Подгот. А. Ю. Галушкин и В. В. Нехотин. М.: Совпадение, 1997. С. 15, 55.

15 См. о нем: Кеда А. А. Н. Н. Минаев //Словарь русских писателей 1800–1917. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. С. 77–79.

16 Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей и общественных деятелей. М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1958. Т. 3 <c. 369 — «Витязев П. Витязев Пётр — Ферапонт Ив. Седенко. Ист.: сбщ. автора»; псевдоним «Ф. И. Витязев» не упомянут>. См.: «Поздно мы с вами познакомились…»: Из переписки И. Ф. Масанова и Ф. И. Витязева / Публ. Е. Н. Никитина // Советская библиография. 1991. № 1. С. 125–132; № 2. С. 115─121. О Витязеве см.: Везирова Л. А. Ферапонт Иванович Витязев (1886–1938) // Книга: Исследования и материалы. М.: Книга, 1986. Вып. 53. С. 79–96; Ратнер А. В. 1) Витязев П. // Книговедение: Энциклопедический словарь. М., 1982. С. 114; 2) Под псевдонимом «Пётр Витязев» // Советская библиография. 1986. № 3. С. 55–56; То же // Конспект времени: Труды и дни Александра Ратнера / Сост. А. И. Рейтблат и А. П. Шикман. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 266–268; 3) Ратнер А. В. Витязев Пётр <статья для т. 1 словаря «Русские писатели 1800–1917»> // Там же. С. 424–425.

 17 См., напр.: А. Алехин. На пути к высшим шахматным достижениям. М., 1991. С. 360–367. Воспроизведена на сайте "Генезис. Шахматы и культура" ( http://proint.narod.ru/oldj/fromcp/typs.htm )

 18 Иванов-Разумник. Письма (158) 1918─1933 гг. к Ф. И. Витязеву (Седенко) // РГАЛИ. Ф. 106. Оп.1. Ед. хр. 64.

 19 Там же. Л. 111–112. Упоминаемый Ивановым-Разумником «турнир-чемпионат» — проходивший в Ленинграде в августе-сентябре 1925 г. четвёртый чемпионат СССР по шахматам. В. Пяст публиковал ежедневные репортажи о нём в вечернем выпуске «Красной газеты» (см., напр.: На открытии съезда шахматистов // Красная газета (веч. вып.). 1925. № 196, 11 авг. С. 5 (подпись: В. П.); Всесоюзный шахматный съезд // Там же. № 218, 7 сент. С. 4 (подпись: В. Пяст). Будет не лишним отметить, что В. А. Пяст — не только автор статей на шахматно-шашечные темы, но и двух учебников по шашкам и шахматам; Рустикус <В. А. Пестовский>. Шашки. Л.: Прибой, 1928; Пяст В. Моя первая шах-книга. Руководство для юношества. М., 1930.


20 РГАЛИ. Ф.106. Оп.1. Ед. хр. 64. Л. 113.

21 РО ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 6. Ед. хр. 39. Л. 95.

22 Михаил Иванович Чигорин (1850–1908) — основоположник отечественной шахматной школы, претендент на мировое первенство в конце XIX в.; был редактором шахматного отдела газеты «Новое время» в 1890–1908 гг., редактировал шахматные отделы в журналах «Шахматный вестник» (1885–1887), «Шахматы» (1894) и еженедельнике «Всемирная иллюстрация» (1881–1890); см.: ШЭС. С. 475–476.

23 Редактором шахматного отдела в «Литературных приложениях» к «Ниве» в 1900-е гг. был литератор Евгений Александрович Зноско-Боровский (1884–1954), см. о нем: ШЭС. С. 129.

24 Алехин стал чемпионом мира 29 ноября 1927 г. — за неделю до смерти Сологуба.

25 Неточная цитата из стихотворения Ф. Сологуба «Не я воздвиг ограду…», 23 сентября 1901 г. (правильно: «И что мне помешает»), см.: Сологуб Ф. Стихотворения / Вступ. статья, сост., подготовка текста и примечания М. И. Дикман. Л., 1975 (Библиотека поэта, Большая серия); в примечании к тексту сообщается о кантианских истоках этой мысли (с. 605).

26 Милан Видмар (1885–1962) — югославский шахматист, см. о нем: ШЭС. С. 60. Карлсбадский турнир — одно из крупнейших шахматных соревнований того времени, с 1907 г. проходил в Карлсбаде (ныне: Карлови Вари) в августе-сентябре. Партия Алехин-Видмар, сыгранная на турнире 1911 г., считается одной из лучших в творческом наследии Алехина и постоянно переиздается в посвященных Алехину книгах; см, напр., Линдер В., Линдер И. Алехин. М.: Academia, 1992. С. 27–28; там помещен текст партии и диаграмма той самой позиции, о которой идет речь в статье Сологуба.

 

Алехин-Видмар, 1911

27 «Ход конем» и «ход коня». Ход конем — инструментальное значение творительного падежа. В Национальном корпусе русского языка — 28 примеров (Горький, Тынянов, Шпанов), а также Высоцкий. Ход коня — агентивное значение родительного падежа. В Национальном корпусе русского языка — 20 примеров (Аверченко, Грин, Шкловский, Набоков, Олеша) [справка М. А. Даниэля]. В 1927 г. ленинградский писатель Леонид Ильич Борисов (1897–1972) опубликовал роман «Ход конём», который высоко оценил Горький (см. Горький А. М. Собр. соч. В 30 т. М., 1955. С. 59). Когда вышел упоминаемый Сологубом фильм под таким названием, установить не удалось.

28 См.: Письмо О. Н. Черносвитовой Т. Н. Чеботаревской / Публ. М. М. Павловой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 г. СПб., 1993. С. 317–320; письма Иванова-Разумника Андрею Белому от 7 и 21 декабря 1927 г. о смерти Сологуба и разборке его архива: Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вступ. статья и комментарии А. В. Лаврова и Джона Мальмстада. СПб.: Atheneum-Феникс, 1998. С. 52─556; Иванов-Разумник. Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки / Сост. и вступ. статья В. Г. Белоуса. Комментарии А. В. Лаврова, В. Г. Белоуса, Я. В. Леонтьева, Ж. Шерона. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 444 (коммент. А. В. Лаврова).

29 Иванов-Разумник. Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки. С. 180.

30 Иванова Е. В. Вольная Философская Ассоциация: Труды и дни // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1992 год. СПб., 1996. С. 19.

31 РО ИРЛИ. Ф. 79. Оп. 1. Ед. хр. 146. Рукопись «Шахматные этюды» представляет собой две диаграммы шахматных композиций с подробными решениями. Из писем Иванова-Разумника к Витязеву от 12 декабря 1927 г. и 26 февраля 1928 г. выясняется, что автором этих этюдов является не он, а его жена Варвара Николаевна Иванова, и что Витязев предлагал ей выпустить их сборник отдельной книгой (РГАЛИ. Ф. 106. Оп. 1. Ед. хр. 64. Л. 123, 126–127).

32 РО ИРЛИ. Ф. 79. Оп. 1. Ед. хр. 134.

33 РО ИРЛИ. Ф. 79. Оп. 1. Ед. хр. 256.

34 РО ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 6. Ед. хр. 60. Текст статьи печатается в соответствии с современной грамматической нормой, зачеркнутые фрагменты заключены в прямые скобки.

35 Каисса <у Сологуба неточно> — героиня мифологической поэмы английского поэта Уильяма Джонса (опубл. в 1772 г.), красавица-дриада, любви которой Марс добился с помощью изобретения шахмат. С середины ХIХ в. Каисса считалась «Музой шахмат». См. ШЭС. С. 145.

36 Имеется в виду остров Святой Елены, находящийся в Атлантическом океане, место ссылки (1815) французского императора Наполеона I Бонапарта (1769–1821), где он провел последние годы жизни.

37 Ласкер Эммануил (нем. Lasker Emanuel; 1868–1941) — второй в истории шахмат чемпион мира (с 1894 по 1921); шахматный теоретик, доктор математики, см. о нем: ШЭС. С. 194.

38 РО ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 1. Ед. хр. 546–547.

39 Из письма Иванова-Разумника к Белому от 20 сент. 1925 г. из Детского Села в Москву (Кучино): «…я совсем погиб бы в переводах идиотских романов или шахматных книг, — чем я занимался в прошлом году» (Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вступ. статья и комментарии А. В. Лаврова и Джона Мальмстада. СПб.: Atheneum-Феникс, 1998. С. 329; в примечании на с. 302 перечислены переведенные романы, шахматные книги не названы).

_______________________  

 

  ©  Дмитрий Зубарев, Маргарита Павлова

 


генезис
шахматы и культура

Рейтинг@Mail.ru