genesis
  шахматы и культура


все публикации

Вл. Нейштадт

История шахматного автомата

В 1770 году в городе Прессбурге некий барон Кемпелен выступил с демонстрацией необычайного чуда — изобретенного и сконструированного им автомата, играющего в шахматы. Играл этот автомат превосходно и частенько обыгрывал сильнейших любителей того времени, принимавших его вызов через посредство его изобретателя и антрепренера. Никто не мог понять тайну нового изобретения, и она вызывала всеобщее изумление. Во все стороны полетели реляции очевидцев, описывающие это чудо XVIII века. Аппарат стал „притчею во языцех“, о нем заговорили не только по всей Германии, но и во Франции, в Италии, в Голландии, в Англии, в России, а несколько позднее, и в Америке. Окрыленный успехом, изобретатель начал разъезжать со своим автоматом по городам и странам, давая представления и собирая не только дань восхищения, но и ощутимую материальную дань.

До нас дошло множество описаний этого автомата, но все они различаются между собой в деталях. Однако более ранние описания более сходны и позволяют установить в общем довольно правильную картину „шахматного чуда“. Самыми ранними являются обстоятельные письма Дютана из Прессбурга (1770) и из Вены (1771) во французские журналы „Мегсиге de France" и „Энциклопедический журнал" . Столь же обстоятельны несколько более поздние письма Виндиша (Вена, 1773). Повидимому, они легли в основу многих позднейших описаний, но с добавлением таких подробностей, которые позволяют судить лишь о силе воображения их авторов [1].

Вот как рисуется нам автомат по более ранним описаниям. Фигура в человеческий рост, одетая в богатый турецкий наряд, с тюрбаном на голове, сидит на табурете около шкафчика или небольшого комода в З.5 фута длиной, 2.5 — вышиной и 2—шириной. Правая рука фигуры вытянута вперед по поверхности комода левая согнута и лежит на подушке. Перед фигурой на комоде шахматная доска. Комод снабжен двумя дверцами, открывающими большое и маленькое отделение внутри. В маленьком отделении расположены колеса, зубцы и цилиндры сложного механизма. Перед началом игры изобретатель каждый раз отворяет дверцы, чтобы показать, что внутри никто не скрывается. Весь аппарат установлен на роликах и передвигается по комнате, устраняя, таким образом, всякую возможность соединения нижней доски с полом. Как только находится желающий играть с автоматом, демонстратор длинным ключом заводит механизм, который начинает равномерно стучать, как часовой маятник. В этот момент глаза фигуры устремляются на доску, она внимательно смотрит и через несколько минут подымает руку, цепко схватывает пальцами шашку и переставляет ее на нужное место. При объявлении шаха губы фигуры начинают двигаться, и она явственно произносит слог 'ше' (а в другие разы 'че') [2].

Случалось, конечно, что автомат проигрывал, но игра его в общем отличалась силой и уверенностью и вызывала восхищение. Но каким образом эта механическая фигура может мыслить — вот вопрос, который волновал всех. Однако, в тайну проникнуть не удавалось, она запиралась еще более длинным ключом, чем тот, которым заводился механизм. Изобретатель отделывался туманными намеками вроде того, что упоминает Галле: „Сказывают, будто бы Кемпелен открылся, что производство вещи этой основано на иллузии“ (иллюзии). Появлялось много статей, пытавшихся дать объяснение „чуду", и большинство авторов склонно было видеть в машине нечто магическое. Недаром, авторы различных „Магий" обязательно останавливались и на шахматном автомате [3].

Подымались и трезвые голоса, искавшие реальных объяснений (Бекман, например, предполагал, что демонстратор действует сильным магнитом), но и их объяснения были неудовлетворительны.

А Кемпелен, между тем, продолжал разъезжать со своим изобретением. Наконец, Фридрих II, король прусский, купил за большие деньги автомат вместе с тайной. Повидимому, тайна эта ему не понравилась, потому что автомат без лишних слов был свален в дворцовую кладовую и предан забвению. Лишь через 30 лет Наполеон, во время своего пребывания в Берлине, откопал вновь „чудо Кемпелена" и пустил его опять кочевать по свету. Автомат „гастролировал" с успехом в Париже, а затем в Лондоне. Но вскоре тайна его была раскрыта и если не сделалась сразу общим достоянием, то стала все же известна многим. Вот отрывок из статьи во французском журнале „Паламед“ 1836 г. (первый шахматный журнал):


"...Предшествуемый громкой славой, он (автомат) попал, наконец, в Баварию ко двору принца Евгения. Впечатление от автомата было настолько сильно, что принц не удержался от искушения стать обладателем этого шедевра и постигнуть сверхестественную тайну его механизма. Желание принца было удовлетворено за 30.000 франков. И вот приближается момент, когда он проникнет, наконец, в сущность этого загадочного механического гения. Демонстратор устранил все нескромные взгляды и остался вдвоем с принцем. Но вместо всякого объяснения, он просто раскрыл разом обе дверцы комода и... колеса, зубцы, цилиндры исчезли; вместо них внутри оказался живой человек. Он сидел на низеньком, движущемся табурете и, повидимому, чувствовал себя весьма неважно... Дело в том, что при обычном осмотре механизма пред началом игры демонстратор никогда не открывал обе дверцы сразу, ибо комод был устроен так, что при одной закрытой дверце находящийся внутри человек мог принять такое положение, что оставался невидим публике. Когда дверцы закрывались, он вновь садился на свою скамейку, умещаясь частью туловища в полом пространстве фигуры. Достаточно было двух-трех репетиций, чтобы привыкнуть к быстрым и бесшумным передвижениям внутри автомата"

 

Интересно отметить, каким образом спрятанный игрок узнавал о ходах своих противников. Внутренность автомата освещалась свечкой, поэтому никаких отверстий наружу не было. Перед играющим находились карманные шахматы. Кроме того, доска на комоде имела обратную сторону и внутри автомата. На каждом из ее полей с обратной стороны было приделано по маленькому, чувствительному коромыслу. Фигуры же, которыми „играл“ автомат с противником, были сильно намагничены. Следя за движением коромысел, играющий легко узнавал какою фигурой и куда пошел его противник, после чего заносил ход на свои карманные шахматы.

Итак, тайна автомата открылась, но не распространилась широко. Поэтому купивший позднее автомат некий Мельцель с успехом гастролировал с ним по Европе и Америке. Мельцель умер в 1837 году, и после него автомат прошел еще через несколько рук. Наконец, в 1854 году он сгорел во время пожара музея в Филадельфии. Так погибло чудо XVIII века, "чудо Кемпелена". Но вскоре выплыли другие автоматы других изобретателей, построенные, однако, на том же основном принципе: более или менее ловком надувательстве. Известен автомат механика Кронье, описанный Гудэном в 1868 году, автомат „Аджееб" (по персидски — чудо), фигурировавший в 1877 и 78 г. в Берлине, Франкфурте и затем в Америке, автомат „Мефистофель“ и др. Последний демонстрировался в 1878 году на Всемирной Парижской выставке.

История сохранила нам имена некоторых шахматистов, выступавших в роли автомата; в автомате Кемпелена ее исполняли: Мурэ, Бонкур, Алгайер, Льюис, Вейль, Вилльямс и др. Первые два — современники Лабурдонне и частые его противники. Алгайер и Льюис — имена достаточно известные; о последних двух почти ничего неизвестно. Льюис сам описал в письме к Джорджу Аллену свои выступления в качестве „автомата".

В 1820 году в Лондоне был издан сборник 50 партий, игранных автоматом. Все эти партии играл Льюис. От других „автоматов" партий почти не сохранилось. Известны несколько партий, игранных „Мефистофелем**, но кто его „возглавлял" в них — неизвестно. В „Мефистофеле" неоднократно выступал Гунсберг (в годы 1878—1882). Это засвидетельствовал он сам, указав кстати, что в „Аджеебе" играл Вальбродт и даже Пильсбери. Возможно, что в „Аджеебе" выступал и Цукерторт.

Шахматный автомат, пока тайна его не была разгадана, поражал, конечно, не только шахматистов, но и людей, в шахматы не играющих. Противоречие, заключающееся уже в самом понятии „разумно мыслящая машина", должно было в первую очередь захватить воображение художника. И не удивительно, что после выступлений автомата появляется ряд художественных вещей, построенных на теме „мыслящий** автомат (не только шахматный). Конечно, тема эта может быть взята и бралась в различных планах: в плане ироническом, юмористическом, трагическом и т. д. В 1801 г. французский писатель Марсолье написал водевиль „шахматный автомат". В 1814 г. Эрнст Теодор Амадей Гофман создал новеллу „Автомат", вошедшую в цикл „Серапионов" Автомат-прорицатель Гофмана, трагически вмешивающийся в судьбу людей, не играет в шахматы, но весь он, вплоть до тюрбана на голове, выписан под впечатлением автомата Кемпелена. А играть ведь можно и людьми—художник расширил здесь идею до предела.

Не стоит перечислять весь литературный багаж, в котором так или иначе отразилась идея шахматного автомата. Но чтобы подчеркнуть, что тема эта не мертва и для современного художника, я напомню о небольшой (и пусть халтурной) повести Абрамова „Гибель шахмат", вышедшей в 1926 году. А совсем недавно французский писатель Мазюель выпустил роман о шахматном автомате, переделанный затем для кино. В связи с этим романом журнал L’Echiquier вспомнил о позабытом автомате Кемпелена, что навело и меня на мысль поделиться с читателями некоторым запасом сведений об этом предмете.

Так замыкается цепь повествований о „шахматном чуде XVIII века", но в любой момент она может быть разорвана и дополнена.

[1] Чрезвычайно перевраны факты в одной из самых последних статей об автомате Кемпелена, а именно в статье Вельмера, 1877, появившейся и в русском переводе (Шахматн. Листок. 1877 г).

[2] В „Магии" Г. Галле (Вегlin. 1785; русск. перевод — М. 1800-1804) объявление шаха и предупреждение ферзю описывается несколько иначе: „Когда она дает царю шах, кланяется троекратно, в рассуждении ферзи кланяется дважды". (Ч. II, отд. 7. Стр. 336 русского изд.)

[3] Помимо „Магии" Галле, можно привести еще Эккартсгаузена „Толкование магических явлений" (Мюнхен, 1789), Декрампа „Раскрытие тайн белой магии" (Париж, 1789), Бруйстера „Письма о магии" (Лондон, 1833), Виглеба „Учение об естественной магии" (Берл., 1789) и др , в которых излагается тайна шахматного автомата.

 

Источник: "64" 1927 №18

Читайте также рассказ Эдгара По "Шахматист Мельцеля"

 

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru