Друг и биограф Рихарда Рети, чешский
шахматный композитор Артур Мандлер, писал о его этюде: “При своем появлении
он произвел такую сенсацию и был принят всюду с таким восхищением, какое
до того времени выпадало на долю лишь немногих этюдов. И действительно,
идея этюда была совершенно оригинальной. Впоследствии появились различные
подражания этому этюду, не восходившие, однако, до уровня последнего”
(Мандлер А. «Этюды Рихарда Рети», Москва - Ленинград, 1931 г., стр.
11).
Мандлер сказал это в 1930 году. И надо заметить, творческий
энтузиазм, с каким этюдисты встретили гениальную находку гроссмейстера,
ни сколько не снизился и в последующие десятилетия . Были создано много
этюдов, так или иначе использовавших идею Рети – от прямых подражаний
до совершенно оригинальных произведений весьма высокого уровня, в которых
эта идея гармонично сливалась с другими мотивами. Нет сомнения в том,
что счастливая судьба, выпавшая на долю миниатюры Рети, совершенно закономерна.
Красота плодотворна, и ее назначение, видимо, в том и состоит, что она
побуждает подражать прекрасному, воспроизводя его во все новых и новых
формах.
Была, однако и другая причина, подогревавшая
энтузиазм этюдистов. Идея этюда Рети восхищала всех, а вот форма ее
выражения представлялась слишком уж простой, излишне скромной. Шахматисты
посчитали, что драгоценная находка Рети достойна гораздо более яркого
и выразительного обрамления. Этюд, в своем первоначальном виде порождал,
у шахматных композиторов прямо-таки непреодолимое желание найти для
выраженной в нем идеи более впечатляющую форму. “Подковать блоху” пытались
и маститые композиторы и новички, вовсе не имевшие опыта в составлении
этюдов .
Л. Бабушкин, 1995
г.
Выигрыш
1.Сe5-d6
Белые не могу взять пешку: 1.Кр:f5, потому
что после 1. ... Крb4 и 2. ...Кр:b3 выигрывать будет нечем.
Не годится и напрашивающееся 1.Сc3+ Крb5 2.Кр:f5, ибо и в этом
случае пешку "b" придется отдать: 2...a5 3. Kрe4 a4
и т. д.
1. ...
f5-f4
2. Крe5! . . . |
У белых две цели: 1) догнать
пешку "f" и 2) сплести матовую сеть, переведя своего
короля на поле с5; благодаря тому, что эти цели гармонично сочетаются,
одна из них оказывается достижимой.
2. ... f4-f3
3. Крd4! f3-f2
4.Крc5 f2-f1Ф
5.Сc7 мат |
После 1. Сe5-d6 черные могли
избрать другую стратегию защиты:
1... Крa5-b5
2.Крf6:f5 a6-a5
3.Сd6-a3! . . . |
Вот почему 1. Сe5-d6 было лучше чем 1.Сd6-c3+!
Находясь на диагонали a3-f8 слон имеет возможность заблокировать
продвижение проходной пешки противника
3... a5
- a4
4. b3-b4 Крb5-c4
5. Крf5-e4 Крc4-b3
6. b4-b5 . . . |
И белые выигрывают
Это первый и единственный составленный мною этюд. Он был опубликован
в газете “Вечерний Петербург” в 1995 году.
|
Не думаю, чтобы среди шахматных
композиторов нашлось много приверженцев той сомнительной теории, что
чем парадоксальней ход или идея - тем они обязательно красивее. Тем
не менее поиски новой формы для этюда Рети пошли, в основном, по пути
усиления парадоксальности. Сам автор неоднократно возвращался к теме
своего этюда и предложил несколько новых, довольно интересных позиций.
При этом, как свидетельствует А. Мандлер, он также преследовал цель
“выставить ничейное задание этюда еще более невероятным”
Р. Рети 1928 г.
Ничья
Здесь к позиционному преимуществу черных добавился
еще и материальный перевес – две лишние пешки. У черных появился больший
выбор ходов. Решение усложнилось, и ничья, действительно, кажется еще
более невероятной. Но стал ли этюд от этого красивее ? И стоило ли ради
большей парадоксальности жертвовать одним их основных художественных
принципов шахматной композиции – принципом экономии средств?
После 1. Kpg6 возможны три продолжения:
а) 1 . . . Крb6 2. Кр : g7 h5 3. Kp : f6 или 2 ... f5 3. Kpf6 f4 4.
Kpe5 f3 5. Kpd6, ничья;
б) 1 . . . h5 2. Kp : g7! h4 3. Kp : f6, ничья;
в) 1 . . . f5 2. Kp : g7 f4 3. Kpf6 f3 (или 3. . . Kpb6 4. Kpe5) 4.
Кре6 (е7), ничья.
В следующем этюде материальный
перевес черных еще более увеличился, и идея маневрирования с двоякой
целью вышла за пределы чисто пешечного эндшпиля.
Р. Рети, 1928 г.
Ничья
“Как догнать черную пешку?
Ход с первого взгляда непонятен, а на самом деле вполне
логичен. Основное положение геометрии доски – путь короля по прямой
равен пути по ломанной. Прямая не всегда является кратчайшем расстоянием
между двумя точками. Это непременно надо учитывать.
1… g6
– g5
2.Крe7-d6 g5 - g4
3.e6-e7 Ce2-b5
4.Крd6-c5 |
Белые завлекли слона на поле b5, выигрывают нужный
темп и догоняют пешку “g” .
4…. Cd7 5. Крd4 Крb7 6.Кре4 Крс6 7.Крf4 Крd6 8.e8Ф и ничья." (Комментарии
Ю. Авербаха, по кн. «Шахматные окончания. Пешечные, слоновые, коневые.»,
М.:, 1956 г., стр. 288)
“‘Гонки за парадоксальностью” не
прекратились и после появления в печати этюда, превзойти который в этом
отношении довольно сложно. Я имею в виду этюд братьев Сарычевых, опубликованный
в том же 1928 году
А. и К. Сарычевы, 1928 г.
Ничья
Тот же материал, что и в предыдущей
композиции Р. Рети и та же идея, представленная однако более эффектно.
Этот ход не выглядел бы настолько
“дико”, если бы белые уже на следующем ходу не вернули короля на исходную
позицию.
1….
b7-b5
2.Крс8-d7! b5-b4
3.Крd7-d6! Ch7-f5
4.Крd6-e5 ничья |
Об этом этюде также было сказано
много восторженных слов. Сам по себе этюд Сарычевых действительно великолепен,
но красоту четырехфигурной композиции Рети он все-таки не затмил.
Как мне кажется, стремление шахматных композиторов
представить идею Рети в как можно более парадоксальном виде (иногда
в ущерб хорошему вкусу) должно иметь свое позитивное объяснение и оправдание.
Вероятно, красота этюда действительно слишком хрупка и поэтому нуждалась
в такой, своего рода, избыточной защите. Ведь парадоксальность довольно
“капризное” свойство – неустойчивое и непостоянное Во всяком случаю,
опасение за парадоксальность этюда Рети – а значит и за его красоту
– было отнюдь не беспочвенным.
Чудеса этюда Рети не заканчиваются на превращении
невозможного в возможное: на его примере можно также убедиться в том,
насколько непрочна и подвижна грань, отделяющая невероятное от очевидного.
Как бы люди не удивлялись чему-то новому или необычному
в жизни, всегда найдется скептик, который заставит вспомнить слова Екклесиаста:
“Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, ведь это новое"; но
это уже было в веках, бывших прежде нас” (Екклесиаст. 1,10)
Вот и про этюд Рети такой скептик скажет: “Что же
тут удивительного? В чем, собственно, новизна? Это же обычная централизация
короля в пешечном эндшпиле” Такое заключение вызовет внутренний протест
у всякого, кто самостоятельно решил этюд и получил от этого эстетическое
удовольствие. Но как обосновать этот интуитивный и эмоциональный протест
чисто логически, рационально?
Приходится признать, что своим “простеньким” этюдом
гроссмейстер Рети задал совсем не простую, и не столько шахматную, сколько,
может быть, философскую задачу. М. Зинар так сформулировал основной
парадокс этого этюда: ”Вся соль – в несоответствии кажущейся недостижимости
цели и простотой ее достижения ”
Всякий, хотя бы недолго посещавший в детстве шахматный
кружок, наверное на всю жизнь запомнил, что в эндшпиле надо вести короля
в центр доски. Это азбучное правило всегда объясняется и в элементарных
шахматных учебниках. Так например, в “Последних шахматных лекциях Капабланки
“ говорится: “ В эндшпиле без ферзей, с малым количеством фигур, король
должен идти в центр доски. В пешечном эндшпиле этому правилу нужно следовать
безоговорочно” (“Последние шахматные лекции Капабланки”, М., 1972 г.,
стр. 45)
Безоговорочно! И надо подчеркнуть, что игра белых
в этюде Рети совсем не случайно или как-то чисто внешне соответствует
классическому положению шахматной теории. Маневр короля в главном варианте
решения: Крh8-g7-f6-e5 отвечает не только букве, но и духу принципа
централизации: король направляется в центр чтобы иметь возможность,
в зависимости от действий противника, быстро переместиться на любой
из флангов.
Поэтому-то и приходится согласиться, что решение этюда
достаточно тривиально. Оказывается он может даже иллюстрировать то,
как полезно следовать известным шахматным истинам!
“Централизация короля в эндшпиле
почти не бывает неправильной. Она может быть лишь несвоевременной.
Очень часто, когда одна из сторон имеет несколько равноценных
на вид планов игры, сильнейшим оказывается именно тот, при котором
главное - централизация короля” (Шерешевский М. Стратегия эндшпиля,
Москва, 1988, стр. 7)
Приведя эту цитату, автор книги “Логика современных
шахмат” В. Дыдышко пишет: “Силу централизации можно проследить
на примере с минимальным числом фигур” – и в качестве такого примера
берет этюд Рети. (В. Дыдышко. Логика современных шахмат Минск,
1989, стр. 136)
|
Однако остается фактом и другое:
его ничейное задание (до того как он решен!) мало кому кажется само
собой разумеющимся. Так, например, Тартаковер писал: “Вхождение белого
короля в квадрат черной пешки кажется здесь настолько невозможным, что
решение напоминает тщетно искавшуюся в прежние века квадратуру круга”
(Тартаковер С. «Ультрасовременная шахматная партия», Ч. 1, Л.- М., 1926
г., стр. 61) И на практике, в подавляющем большинстве случаев, владение
методом централизации не мешает воспринимать предложенную чешским гроссмейстером
стратегию как нечто новое, удивительное и красивое.
Возникло явное противоречие: содержание этюда обычно
и необычно, парадоксально и в тоже время банально. На мой взгляд, противоречие
это заслуживает самого серьезного внимания, потому что оно обусловлено
не специфическими особенностями одного красивого шахматного произведения,
а самой сущностью прекрасного. Оно носит общеэстетический характер и
может быть замечено при анализе всякого явления, обладающего эстетической
ценностью. Поэтому такое расхождение определений – необычное и знакомое,
новое и уже бывшее раннее – я бы назвал “антиномией красоты”
Подобного рода противоречия – антиномии, апории, парадоксы
- неизбежно возникают в ходе научного познания; они очень привлекательны
для творчески мыслящих людей (“Гений - парадоксов друг”)
" Ум,
приученный к действиям по штампу, по готовому рецепту типового
решения, теряющийся там, где от него требуется самостоятельное
творческое решение, не любит противоречий. Он старается их обходить,
замазывать, сворачивая опять и опять на затоптанные, рутинные
дорожки. И когда это ему не удается, когда противоречие упрямо
возникает вновь и вновь, такой ум "срывается в истерику ",-
именно там, где нужно мыслить. Отношение к противоречиям является
очень точным критерием культуры ума. Даже, собственно говоря,
показателем его наличия.
Когда-то в лаборатории И. П. Павлова проделывали
над собакой такой эксперимент. У нее старательно отрабатывали
положительный слюноотделительный рефлекс на изображение окружности
и отрицательный - на изображение эллипса. Собака научилась безошибочно
узнавать фигуры и отличать одну от другой. Затем в один прекрасный
день лист с кругом начинали поворачивать в поле ее зрения так,
что он превращался в эллипс". Собака сразу же начинала беспокоиться
и в какой-то точке срывалась в самую настоящую истерику. Два строго
отработанных условно-рефлекторных механизма сталкивались в конфликте.
Этот момент для психики собаки оказывался непереносимым.
... Противоречие - это сигнал появления проблемы, которую нельзя
решить с помощью строго заштампованных (формализованных) действий...
Ядром диалектики является как раз противоречие; это "мотор",
"движущая пружина" мышления...
Четко сформулированное противоречие создает
напряжение мысли, которое не падает до тех пор, пока не будет
найден тот факт, посредством которого оно разрешается. Это можно
образно представить себе как разорванную электрическую цепь, на
одном из концов которой накопился плюсовой заряд, а на другом
- заряд со знаком минус. Разрядиться это напряжение может только
через замыкание концов цепи - через включение в разорванную противоречием
цепь рассуждений нового факта."
(Э Ильенков. Школа должна учить мыслить "Наука
и жизнь", №8, 1984 год) |
Наиболее полно понятие антиномии
было разработано в трудах Канта. Одной из центральных идей "Критики
практического разума" стал тезис о том, что антиномия "побуждает
нас искать ключ, чтобы выбраться из этого лабиринта". (Кант И.
Сочинения: В 6-и томах. М., 1963. Т. 4. Ч. 1. С. 438.) Тем не менее,
в целом Кант приписывал антиномиям скорее отрицательное значение. Антиномия
в его философии – это своего рода индикатор, который сообщает мышлению,
что оно взялось за решение непосильной для него задачи. Логические противоречия
раскалывают фундамент теоретических построений, и чтобы избежать их
появления разум должен отказаться от попыток постичь сущность вещей.
Теория не может выйти за пределы непосредственного опыта. То есть антиномии,
по Канту, свидетельствуют о том, что сущность вещей непознаваема.
С критикой агностической трактовки антиномий первым
выступил Гегель. Антиномия – это не тупик, в который попадает дерзнувший
посягнуть на “вещь в себе” разум, а напротив, - верный признак приближения
к истине: “Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия
- критерий заблуждения (Гегель, "Работы разных лет", М., том
1, стр. 265)
В антиномиях отражаются диалектические противоречия,
которые существуют в действительности, а не только в изложении, - реальные
противоречия реальных объектов.
То, что такие противоречия оказываются весьма продуктивными,
подтверждается и практикой шахмат. Ведь все истины шахмат рождаются
в процессе разрешения конфликта “белых” и “черных”, в ходе борьбы сил
сохранения (защиты) и сил разрушения (атаки). Шахматист при обдумывании
своего хода в партии или при решении этюда, воспроизводит в своем мышлении
противоположные стремления противников. И он добьется хорошего результата
только в том случае, если будет искать сильнейшие продолжения и “за
себя”, и “против себя”. И, конечно же, такое “раздвоение” не является
прерогативой только шахматного мышления.
"Чем
отличается диалектически мыслящий человек от мыслящего недиалектически?
Умением наедине с собой, без "оппонента", взвешивать
все "за" и все "против", не дожидаясь, пока
эти "против" со злорадством предъявит противник. Поэтому
культурно мыслящий человек и оказывается всегда прекрасно вооруженным
в спорах. Он заранее предвидит все "против", учитывает
их вес, заготавливает контраргументы. Человек же, который, готовясь
к спору, старательно и пристально коллекционирует одни "за",
одни подтверждения своему тезису, всегда бывает бит. Его бьют
тем вернее, чем старательнее он закрывал глаза на те стороны вещи,
которые могут служить основанием для противоположного взгляда.
Здесь-то и проявляется все коварство абсолютных истин. Ведь чем
истина абсолютнее и безусловнее, тем ближе она к роковому моменту
превращения в собственную противоположность, тем легче оппоненту
повернуть ее против ее защитника, тем больше фактов и оснований
можно против нее выдвинуть."
(Э Ильенков. Школа должна учить мыслить "Наука и жизнь",
№8, 1984 год)
|
Э Ильенков писал: “Философия давно выяснила, что действительный
вопрос, требующий решения путем дальнейшего исследования фактов, всегда
выглядит как логическое противоречие, как парадокс. Именно там, где
в составе знания вдруг появляется противоречие (одни говорят так, другие - этак),
и возникает необходимость глубже исследовать предмет. Противоречие -
показатель, того что знание, зафиксированное в общепринятых положениях,
чересчур общо, неконкретно, односторонне. (Э. Ильенков “Школа должна
учить мыслить”, «Наука и жизнь», № 8, 1984 г.)
Все это в полной мере относится и к противоречию, к которому
приходит эстетический анализ шахматной игры.
* * *
РЕЗЮМЕ
Этюд Рети – один из самых простых
и общедоступных образцов шахматной красоты. После опубликования в 1922 году
он приобрел всемирную известность.
Шахматисты сошлись на том, что задание этюда выглядит
невероятным, потому что заключенная в нем идея весьма оригинальна и
парадоксальна. Однако правомерно и другое мнение: содержание этюда довольно
тривиально, поскольку для его решения достаточно применить хорошо известное
правило централизации короля в пешечном эндшпиле.
Таким образом обнаружилось противоречие, которое можно
назвать “антиномией красоты”, потому что это не частное противоречие
одного частного шахматного этюда – это проявление сущности красоты.
Все прекрасное – ново и необычно, и в то же время напоминает нам нечто
прежде знакомое и уже бывшее.
Прекрасное – это сосредоточие творческого напряжения,
сгусток противоречий разрушающегося старого и становящегося нового.
Красота представляется местом столкновения и пересечения прошлого и
будущего.
Миниатюра Рети является весьма удачным объектом для
эстетического анализа. Может быть это такая же счастливая находка для
эстетики, как мушка – дрозофила для генетики. Этюд Рети ценен тем, что
противоречия, составляющие, может быть, самую сущность прекрасного,
в нем предельно обнажены и достаточно очевидны.