С
некоторых пор стало привычным заинтересованное внимание ученых к шахматной
игре, и уже не очень удивляют шахматные диаграммы на страницах солидных
научных монографий. Веками совершенствуясь в стратегии и тактике борьбы
за шахматной доской, шахматисты создавали и познавали (одно неотделимо
от другого) свой особый мир, который, однако, подчинен тем же законам,
что и мир реальный. И вот пришло время обратить на пользу науке накопленный
в игре опыт.
Наибольшее внимание шахматам уделяли психологи и кибернетики.
Однако рано или поздно к ним должны были примкнуть и эстетики. Эстетическое
начало очень сильно в шахматах; созданные века назад шахматы не просуществовали
бы так долго, если бы их красота не привлекала к себе миллионы людей.
И теперь – хотя это уже не так очевидно – красота остается одним из тех
китов, на которых держится мир шахмат.
Включение шахмат в сферу эстетической науки вовсе не
означает признание игры искусством или, наоборот, искусства – игрой.
К сожалению, эстетика до сих пор часто отождествляется с философией
искусства. Однако область ее приложения гораздо шире: не только искусство
подчинено законам красоты, и поэтому не только из искусства эстетика может
и должна черпать свой материал и свои проблемы.
В настоящей работе предпринимается попытка с помощью
шахмат найти ответы на весьма сложные вопросы эстетики. И независимо от
того, насколько удачной окажется эта попытка, я убежден в том, что выбор
шахмат в качестве непосредственного объекта эстетического анализа является
правильным и плодотворным.
На чем основывается такая уверенность? Красота органически
присуща “жизни” шахматных фигур. “Вспоминая яркие партии... мы отдаем
себе отчет в том, что наше восхищение ими основано на глубоком эстетическом
чувстве, своеобразном, но ничем не отличающемся от чувства, охватывающего
нас перед красотой здания, гармонической красотой природы или физическом
совершенстве человека. “ ( Бронштейн Д., Смолян Г., «Прекрасный и яростный
мир», М.:, “Знание”, 1978, стр. 33).
Законы красоты едины, и природа ее проявлений в шахматах
так же загадочна, как и в других областях жизни и человеческой деятельности.
Но шахматный мир, конечно же, проще мира реального, а поэтому и его
эстетика более доступна для анализа. Вместе с тем, шахматный мир достаточно
сложен для того, чтобы результаты его изучения могли быть экстраполированы
далеко за его пределы и обрели общенаучное значение.
Общезначимыми являются многие проблемы, “имманентно”
возникающие в ходе исторического развития шахматной мысли. Но в шахматах
они легче осознаются и проще формулируются. К ним относится и проблема,
которую нам предстоит обсудить.
На протяжении длительного времени сражения на шахматной
доске проходили под знаком романтизма. Девизом этого времени было:
Творчество и Красота. Не просто выиграть, но выиграть красиво! – к этому
стремились игроки, этого требовала публика. Но в чем она, красота? Что
прекрасно в шахматах? Нельзя сказать, что теоретические проблемы эстетики
уж очень занимали шахматный мир, но если о красоте размышляли, то старались
ответить именно на эти вопросы.
Так было, пока романтизм преобладал над реалистическими
тенденциями. Но как известно, романтизм - это удел молодости, которая
не может продолжаться вечно. И когда в первой половине ХХ-го
столетия он(романтизм) потерпел окончательное
крушение, в шахматах стали назревать другие проблемы.
Порвав с прежними идеалами, шахматисты стали “забывать”
и все то положительное, что в них было, то ‘вечно’ ценное, без чего
нормальное, здоровое развитие шахмат никогда не сможет обойтись. И не
в последнюю очередь это коснулось отношения к красоте. Под сомнением оказались
не только прежние эстетические установками, которые, действительно, во
многом устарели и пришлись не в пору новым шахматам, но и сама надобность
считаться с какими бы ни было эстетическими критериями. Основным, а для
многих и единственным стимулом к занятию шахматами стали спортивные успехи.
Гипертрофированная спортивная сторона шахмат послужила причиной сравнительно
недавнего “шахматного бума” в мире. Но эта же причина вызвала и те негативные
последствия, которые сегодня тормозят их развитие. “Шахматы переживают
трудный период. С одной стороны они достигли высочайшего уровня, с другой
– породили холодный практицизм ... Очень многие шахматисты не столько
творят, сколько помнят, воспроизводят уже известные приемы” (Т. Петросян.
«64», № 29, 1979)
Отмечу и еще одно относительно новое явление в шахматах,
повлиявшее на их эстетическую проблематику,— причем повлиявшее настолько
серьезно, что от восхваления красоты впору, казалось бы, переходить к
ее защите и оправданию. Я говорю о компьютерных шахматах. Не ведающие
никаких чувств электронные шахматисты стали играть почти на равных с ведущими
гроссмейстерами мира, а порой и побеждать их. Впрочем, выводы из этого
можно делать разные. С одной стороны - несомненный успех электроники и
программирования, с другой - не сами ли “белковые” шахматисты дали фору
компьютерам, “добровольно” (?) перейдя от творческой (эстетической) игры
к игре “технической”?
“Теперь так не ошибаются”- сказал один молодой мастер
про яркую шахматную комбинацию, восхищавшую не одно поколение шахматистов.
Действительно, большинство тактических шедевров прошлого было следствием
грубых ошибок противника, если, конечно, судить с высот современных шахматных
знаний. И не следует ли из этого заключить, что вытеснение красоты является
неизбежным следствием повышением уровня игры?
Изменения, произошедшие в шахматах (и не только, конечно,
в шахматах) по существу бросили вызов эстетической науке. Прежде размышляли
о том, из чего складывается красота, какие стороны жизни шахматных фигур
вызывают чувственный отклик в душе шахматиста. Теперь вперед выступили
другие проблемы. Нужна ли современным шахматам красота? Имеет ли она
объективный смысл? Для чего это нужно, чтобы одни ходы восхищали и очаровывали
шахматиста, а другие оставляли его равнодушным? И в конечном счете: Зачем
прекрасное прекрасно? |