САЙТ "ГЕНЕЗИС"
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА
Публикации
Заметкидекабрь 2017 "Шахматы" 1929 №2 Теперь шахматы на спаде и изменения правил их не спасут ==========================================================================
Июль 2015 Из старых газет "64" 1939 № 47
Июнь 2014 Принцип Рети живет и побеждает апрель-май 2014 И еще раз об этюде Рети. (Парадоксы знаменитого этюда) Миф о "геометрической аномалии" шахматной доски на удивление живуч. В последнем номере "64" (3, 2014) Е. Гик опять пишет: "Пешечный квартет Рети в своё время произвел настоящую сенсацию в шахматном мире.
Необычная геометрическая идея, которая так и называется - маневр Рети.... " С Днём знаний!Может быть, первое, чему учат шахматы, это -
уважению к правилам, необходимости им подчиняться. «Мораль есть уважение
к правилам» - говорил Пиаже. "Очень важно привить ребенку правильное
отношение к жизни (вся западная цивилизация построена на уважении к
закону), и шахматы формируют идеальную для нашего времени мораль" (Ю.
Разуваев) По-прежнему актуально " Культурная глубина шахмат
— не только в их изощренном стратегическом механизме,
она заложена и в глубинах их истории, этнографии, эстетики
и диалектики. Можно быть сильным мастером, но не охватить
всей шахматной культуры. Так в музыке — блестящий виртуоз
не всегда является культурным музыкантом, ибо и культура
музыки состоит не только в игре на каком-либо инструменте
и не только в знании теории. Шахматная культура чрезвычайно
многогранна (это ведь не пинг-понг), и на гранях шахматной
истории, шахматной диалектики и пр. можно раскрыть
(легко и незаметно) общие методы знания — по меньшей
мере, пробудить к ним интерес, пользуясь массовым интересом
к самой шахматной игре.
|
Зачем прекрасное прекрасно? " Мы живем в мире, основным физическим законом которого является увеличение энтропии (которое есть мера увеличения хаоса или, попросту, разрушения), а основными ценностями - упорядоченность и организованность. И в каждый миг кажущегося покоя происходит борьба с энтропией, противодействие разрушению и непрестанное воссоздание разрушающегося. Упорядоченность основывается на повторяемости: “что было, то и будет…” Но эстетические явления нарушают сложившийся порядок вещей, - механизм повторяемости как бы не срабатывает, дает сбой, и в результате происходит совсем не то, что “должно" было произойти. Поэтому мы и воспринимает красоту как нечто неожиданное и нелогичное. Эстетическое переживание всегда связано с отклонением от достигнутого уровня организованности. Подчинение эстетическому чувству - это временная уступка хаосу " |