САЙТ "ГЕНЕЗИС"   
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА


Публикации


Заметки

тт

Июль 2015

Из старых газет

"64" 1939 № 47


 

Июнь 2014

Принцип Рети живет и побеждает


апрель-май 2014

 

И еще раз об этюде Рети.
(Парадоксы знаменитого этюда)

Миф о "геометрической аномалии" шахматной доски на удивление живуч. В последнем номере "64" (3, 2014) Е. Гик опять пишет: "Пешечный квартет Рети в своё время произвел настоящую сенсацию в шахматном мире. Необычная геометрическая идея, которая так и называется - маневр Рети.... "
Спора нет, этюд очень красив и вот уже без малого сто лет восхищает шахматистов. Но утверждать, что такое всеобщее воодушевление вызывается всего лишь незатейливым геометрическим фокусом - значит унижать и шахматы и шахматистов. Если, к примеру, измерять катет сантиметрами а гипотенузу дюймами, то в результате тоже окажется, что гипотенуза меньше катета. Но я бы не составил высокого мнения о людях, приходящих в восторг от такого результата.

С Днём знаний!

Может быть, первое, чему учат шахматы, это - уважению к правилам, необходимости им подчиняться. «Мораль есть уважение к правилам» - говорил Пиаже. "Очень важно привить ребенку правильное отношение к жизни (вся западная цивилизация построена на уважении к закону), и шахматы формируют идеальную для нашего времени мораль" (Ю. Разуваев)
А второе, чему учат шахматы, - правильно нарушать правила, то есть мыслить творчески.

тт

n2 По-прежнему актуально
В.И. Нейштадт 'Шахматная культура'
'64' №3-4, 1928г.

" Культурная глубина шахмат — не только в их изощренном стратегическом механизме, она заложена и в глубинах их истории, этнографии, эстетики и диалектики. Можно быть сильным мастером, но не охватить всей шахматной культуры. Так в музыке — блестящий виртуоз не всегда является культурным музыкантом, ибо и культура музыки состоит не только в игре на каком-либо инструменте и не только в знании теории. Шахматная культура чрезвычайно многогранна (это ведь не пинг-понг), и на гранях шахматной истории, шахматной диалектики и пр. можно раскрыть (легко и незаметно) общие методы знания — по меньшей мере, пробудить к ним интерес, пользуясь массовым интересом к самой шахматной игре.

Шахматы могли бы стать верным помощником школе, но вместе с тем приобщение шахматиста-практика к этим тысячелетним граням оформило бы и его шахматный горизонт. Плох тот ученый, который не знает истории и не понимает диалектики своей науки, плох тот шахматист, который не знает истории и не понимает диалектики своего искусства. У нас поглощают варианты, изучают партии больших мастеров, но исключительно технизируют свое отношение к шахматам. Нам приходилось видеть, как пренебрежительно отмахиваются от самой маленькой исторической заметки в журнале, нам приходилось слышать, как некоторые шахматисты порицали издательство за выпуск шахматно-исторической работы: „Кому это нужно?"

тт

Форумы
LB: "Природа коварна, но не злонамеренна". (Эйнштейн)
А противник в шахматной партии и коварен и злонамерен. :-)
Тем более парадоксально, что в результате совмещения антагонистических, диаметрально противоположных целей (тенденций) возникает высокоорганизованное (в идеале) и гармоничное целое – шахматная партия.
Vova17: Шахматная партия идеальная модель, можно сказать, живой экспонат, наглядно показывающий функционирование законов диалектики. Здесь все: и переход количественных изменений в качественные (накопление мелких преимуществ), и единство и борьба противоположностей, и отрицание отрицания. Голая диалектика, дающая в результате произведение искусства.
Kaleid: Поэтому мне нравятся шахматы

 

 

 

ГЕНЕЗИС - журнал о творчестве, шахматах  и программах для ПК (freeware)

сайт "генезис"


САЙТ "ГЕНЕЗИС"   
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА
 

Рейтинг@Mail.ru