Из история шахматного всеобуча
Уроки шахмат— с первого класса
Среди участников детской сборной ГДР по шахматам было
четверо учеников десятилетней политехнической школы им. Кете Кольвиц
* в небольшом городе Виттенберге (округ Галле). И это не случайно:
уже с первого класса два часа в неделю отводится здесь обучению правилам
шахматной игры.
В 1965 году на северной окраине Виттенберга была построена новая школа.
Среди ее 900 учеников, большинство которых — дети рабочих и членов сельскохозяйственных
кооперативов, встречаются целые «династии»: подчас три брата идут в школу,
держа за руки трех сестер. Директор школы — отец пятерых детей, а его
дочь Марион — одна из лучших шахматисток и легкоатлетов школы, постоянная
участница республиканских шахматных соревнований. За свои успехи в шахматах
и легкой атлетике она завоевала больше 30 медалей. И почти по всем учебным
предметам у Марион — высшие баллы.
Несколько лет назад, когда по инициативе директора Гельмута Хартмана
в младших классах начались шахматные занятия, некоторые педагоги и родители
усмехались: директор хочет-де распространить свое хобби на всю школу.
Однако шахматы быстро завоевали признание и одобрение не только школьников,
но и большинства родителей. Самые застенчивые вначале расстраивались,
проигрывая. Но поражения стимулировали разбор ошибок и более серьезное
изучение шахмат, а победы вызывали стремление к новым успехам.
Директор школы убежден, что шахматная игра развивает настойчивость и
волю, логическое мышление и усидчивость.
— Обучение игре, — рассказывает Гельмут Хартман, — построено на строго
добровольных началах, однако все дети занимаются шахматами охотно. За
последние четыре года было лишь два случая, когда родители решили не
обучать шахматам своих детей. Но вскоре и они пришли ко мне и попросили
включить их детей в одну из специальных групп.
— С тех пор, как в школе стали культивироваться шахматы, — продолжает
директор, — значительно улучшилась и учеба школьников. Особенно заметно
это в обучении математике: шахматисты лучше решают задачи, легко доказывают
теоремы. Актив школы составляют главным образом лучшие школьные шахматисты.
Шахматные мастера ГДР и гроссмейстер В. Ульман неоднократно проводили
для учащихся и учителей сеансы одновременной игры. Автору этих строк
также довелось однажды сражаться здесь на десяти досках.
Остается добавить, что шахматы не входят в перечень официально оцениваемых
предметов. Но дети занимаются игрой не менее серьезно, чем чтением или
математикой. И сами они, и их родители нуждаются в оценках. Выразить
эту оценку баллом или числом выигранных партий трудно. Но своеобразные
«оценки» выводятся. В одном из классных журналов мы прочитали: «К. достигла
отличных успехов в изучении шахматной игры,- это положительно сказывается
также на успехах в математике и в других предметах».
Против таких записей не возражают ни органы народного образования, ни
Шахматный союз ГДР.
* Кете Кольвиц (1867 — 1945) — немецкая
художница-график. Ее творчество посвящено немецкому пролетариату.
Прн фашистской диктатуре подвергалась преследованиям
А. ХАЛАМАЙЗЕР.
Источник: "64" №4
, 1978 г.