САЙТ "ГЕНЕЗИС"   
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА


Публикации


Из история шахматного всеобуча

Уроки шахмат— с первого класса

Среди участников детской сборной ГДР по шахматам было четверо учеников десятилетней политехнической школы им. Кете Кольвиц * в небольшом городе Виттенберге (округ Галле). И это не случайно: уже с первого класса два часа в неделю отводится здесь обучению правилам шахматной игры.

В 1965 году на северной окраине Виттенберга была построена новая школа. Среди ее 900 учеников, большинство которых — дети рабочих и членов сельскохозяйственных кооперативов, встречаются целые «династии»: подчас три брата идут в школу, держа за руки трех сестер. Директор школы — отец пятерых детей, а его дочь Марион — одна из лучших шахматисток и легкоатлетов школы, постоянная участница республиканских шахматных соревнований. За свои успехи в шахматах и легкой атлетике она завоевала больше 30 медалей. И почти по всем учебным предметам у Марион — высшие баллы.

Несколько лет назад, когда по инициативе директора Гельмута Хартмана в младших классах начались шахматные занятия, некоторые педагоги и родители усмехались: директор хочет-де распространить свое хобби на всю школу. Однако шахматы быстро завоевали признание и одобрение не только школьников, но и большинства родителей. Самые застенчивые вначале расстраивались, проигрывая. Но поражения стимулировали разбор ошибок и более серьезное изучение шахмат, а победы вызывали стремление к новым успехам.

Директор школы убежден, что шахматная игра развивает настойчивость и волю, логическое мышление и усидчивость.
— Обучение игре, — рассказывает Гельмут Хартман, — построено на строго добровольных началах, однако все дети занимаются шахматами охотно. За последние четыре года было лишь два случая, когда родители решили не обучать шахматам своих детей. Но вскоре и они пришли ко мне и попросили включить их детей в одну из специальных групп.

— С тех пор, как в школе стали культивироваться шахматы, — продолжает директор, — значительно улучшилась и учеба школьников. Особенно заметно это в обучении математике: шахматисты лучше решают задачи, легко доказывают теоремы. Актив школы составляют главным образом лучшие школьные шахматисты.
Шахматные мастера ГДР и гроссмейстер В. Ульман неоднократно проводили для учащихся и учителей сеансы одновременной игры. Автору этих строк также довелось однажды сражаться здесь на десяти досках.

Остается добавить, что шахматы не входят в перечень официально оцениваемых предметов. Но дети занимаются игрой не менее серьезно, чем чтением или математикой. И сами они, и их родители нуждаются в оценках. Выразить эту оценку баллом или числом выигранных партий трудно. Но своеобразные «оценки» выводятся. В одном из классных журналов мы прочитали: «К. достигла отличных успехов в изучении шахматной игры,- это положительно сказывается также на успехах в математике и в других предметах».
Против таких записей не возражают ни органы народного образования, ни Шахматный союз ГДР.

* Кете Кольвиц (1867 — 1945) — немецкая художница-график. Ее творчество посвящено немецкому пролетариату. Прн фашистской диктатуре подвергалась преследованиям
А. ХАЛАМАЙЗЕР.

Источник: "64" №4 , 1978 г.


Читайте также:

 О проблемах шахматного обучения дошкольников ("Шахматы в СССР" 1980, 2)

 ПО СТРАНИЦАМ СТАРЫХ  ЖУРНАЛОВ. Статья Н. Крогиуса

Шахматы и дети. Письма из прошлого.

Г. Баронов Воспитательное значение искусства шахматной игры (фрагмент)

 И. Сабельников "Уроки шахмат" , "Шахматы в СССР" 1973, 3

 И. Циов Первый урок . "Шахматы в СССР" 1973, 8

 М. Ноах Первый год. "Шахматы в СССР" 1968, 3

 В. Гришин Седьмой урок . "Шахматная Москва" 1969, 2

 Диалоги о шахматах     И.Сухин и Л.Бабушкин    Маленькие дети и "большой спорт"

 Л. Бабушкин Помогут ли шахматы школе? (2006г.)

Диалоги о шахматах. Еще раз о шахматном всеобуче. (2007г.)

Л. Бабушкин Уроки шахмат – уроки творчества и красоты


 

САЙТ "ГЕНЕЗИС"   
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА
 

Рейтинг@Mail.ru